Митрополит
Антоний
(в миру Григорий Антонович Рафальский)
на кафедре с 1843 по 1848 гг.
† 1848 г.
По месту своего происхождения, воспитания, образования и начальной служебной деятельности высокопреосвященный Антоний принадлежал к «западникам». Он был сыном бедного священника, родился в 1789 г. 19 февраля в селе Гнуйне или Нуйне Ковельского уезда Волынской губернии. В детстве отец часто приносил младенца Григория в храм, где он во время утренних молитвословий родителя почивал у самого подножия престола. Очень может быть, что здесь, внутри святилища, по молитвам отца он получил то благодатное осенение и охранение промысла Божия, под которым протекла вся следующая его жизнь; может быть, здесь он усвоил ту любовь к богослужению, то благочестивое настроение духа, которое отличало его впоследствии и выражалось в заботливости о благолепии церковных служб. Бедность родителя и отсутствие русских православных училищ в Волыни, как в новозавоеванном крае, были большим затруднением в воспитании и образовании Рафальского. Образование свое он начал в базилианском Верховецком (униатском) училище, но, «к чести своей», проходил учение без всякого ущерба своим православно-религиозным убеждениям. В 1800 г. он перешел в новооткрытую Волынскую (православную) семинарию, с отличным успехом окончил курс и 16 июля 1809 г. был рукоположен в священника к соборной церкви в г. Остроге. 6 сентября 1809 г. поступил экономом и учителем в Волынскую семинарию: учителем он был до 1817 г. постепенно во всех классах, кончая риторикой, должность же эконома проходил до 1 сентября 1822 г. Как священнику Рафальскому приходилось вести борьбу с католической пропагандой. Непримиримая вражда с православными католиков и униатов, с притеснениями, гонениями и принуждениями принимать католичество требовала от православного пастыря большого такта и рассудительности, чтобы удержать в православии пасомых, восторжествовать над кознями враждующих и в то же время не возбудить в противниках гнева и ненависти. Чрезвычайною любезностию, кротким обхождением и силою своего увлекательного слова отец Рафальский присоединил к православию многих католиков и униатов. В семинарии он с первых уроков заявил себя прекрасным учителем и сразу заслужил уважение и расположение воспитанников. 20 августа 1812 г. при нашествии французов священник Рафальский, по Высочайшему повелению, с архиерейскою ризницею, церковною утварью, консисторским архивом и семинарскою библиотекою отправлен был вовнутрь России и все, вверенное ему, в целости и сохранности в июне 1813 г. доставил обратно в г. Острог. Ревностное служение отца Рафальского обратило на него внимание начальства: 15 июня 1813 г. он возведен был в сан протоиерея и 2 июля того же года определен настоятелем соборной церкви в г. Остроге. В это же время на его долю выпало немало трудов по возобновлению уничтоженных пожарами 1809–1812 гг. огромных зданий архиерейского дома и семинарии: заготовка материалов, приискание рабочих и надзор за работами – все это лежало на протоиерее Рафальском. В 1817 г., при образовании Киевского учебного округа, он был уволен от преподавательской должности в семинарии; с ноября 1818 г. назначен благочинным острожских церквей; с 8 декабря 1818 г. – экономом Волынского архиерейского дома и со 2 января 1819 г. – присутствующим в духовной консистории. Неутомимый труженик, в высшей степени честный и справедливый, протоиерей Рафальский заслушивал много похвал себе: большинство на Волыни говорило о Рафальском как о человеке замечательном. Но были и такие (член консистории Новицкий и секретарь Карашевич), которые много злословили и клеветали на него (будто бы он разорил архиерейский дом). Так чернили его пред начальством, что за 24 года службы он был награжден только скуфьею, и добились того, что 25 февраля 1830 г. о. Рафальский был перемещен в уездный город Кременец Волынской губернии. В Кременце он также был протоиереем собора, первоприсутствующим духовного правления, благочинным и законоучителем лицея. Прохождение последней должности было непродолжительно: дело в том, что в лицее Рафальскому предложили и преподавание российского языка, но он отказался, тогда его уволили и от законоучительства; когда дело разъяснилось, то лицей был уже по Высочайшему повелению закрыт.
В 1831 г. произошло событие, имевшее для протоиерея Рафальского огромную важность. Это была передача Почаевского униатского монастыря православному духовенству, мотивированная тем, что почаевские униатские монахи содействуют преступным замыслам польских мятежников. Протоиерей Рафальский был в числе членов следственной комиссии по разбору дел о мятежниках и в числе лиц, принимавших имущество Почаевского монастыря. Когда монастырь был принят и переименован в Лавру, то потребовался наместник. Для этой должности велено было найти «архимандрита, известнаго умом, кротостию нрава и строгими правилами». Из духовных лиц с лучшей стороны светскими начальниками края был рекомендован протоиерей Рафальский, но преосвященный Волынский Амвросий не желал этого. Назначенный туда новый преосвященный Иннокентий (Сельнокринов) повел дело иначе и в ноябре 1832 г. доносил Св. Синоду:
«Я убедил известнаго Св. Синоду и наипаче г. обер-прокурору онаго, города Кременца вдоваго протоиерея Григория Рафальскаго как к поступлению в монашество, так и к занятию должности наместника в Почаевской лавре. Сей священнослужитель, сколько я сам лично мог узнать его и удостовериться о нем из собранных сведений, и по летам своим, и по здравому и проницательному уму своему, и по довольным познаниям в науках, и по весьма хорошей способности к проповеданию слова Божия, и по строгости правил нравственности, и по отлично благоразумному и доброму своему поведению, и по опытности в делах епархиального управления, и по особенному знанию местных обстоятельств и наипаче хитростей и козней папежскаго духовенства против православной церкви, и по своей преданности к престолу и отечеству, без всякаго сомнения будет самым благонадежным наместником Почаевской лавры и верным помощником волынскаго епархиальнаго архиерея не только по лавре, но и по управлению епархией». При этом было приложено следующее прошение Рафальского:
«Ваше преосвященство, по счастливом прибытии своем на волынскую паству, изволили приглашать меня поступить в монашество для занятия должности наместника Почаевской лавры. Сколь ни лестно было для меня такое приглашение, но критическое в то время положение семейственных дел моих не дозволяло мне исполнить волю начальства и воспользоваться его милостию. Ныне же, когда затруднения сии частию уже облегчились, я с благоговением готов принять указуемое назначение. Почему, предая судьбу мою в волю Божию и в волю начальства, покорнейше прошу ваше преосвященство, о дозволении мне поступить в монашество и осчастливить архипастырским своим, куда следует, представлением. Ноября 15 дня 1832 г. Кременецкий протоиерей Григорий Рафальский».
В Петербурге ожидали этого, и разрешение последовало немедленно. В следующем 1833 г. 8 апреля протоиерей Рафальский был пострижен в монашество с именем Антония, 9 апреля произведен в архимандрита и 10 апреля вступил в исправление должности наместника Почаевской лавры и присутствующего в Волынской духовной консистории. Звезда его взошла и начала быстро подниматься выше и выше: наместничество в лавре было только переходною ступенью к дальнейшему возвышению архимандрита Антония. Но и в короткое время своего служения он много способствовал благолепному устройству и улучшению внешнего быта лавры. Все удивлялись умной и полезной деятельности архимандрита Антония, во всех распоряжениях которого обнаруживался большой практический ум и глубокая опытность, соединявшаяся с благоразумною предусмотрительностью. Труды его по устройству Почаевской лавры останутся навсегда памятными в этой обители.
24 апреля 1834 г. последовало Высочайшее повеление об открытии в Варшаве викариатства Волыно-Житомирской епархии. В выборе лица на этот особенный и чрезвычайно важный пост уже не могло быть колебаний. 8 июля 1834 г. архимандрит Антоний был хиротонисан в епископа Варшавского, викария Волынского, имел счастье представляться Государю Императору, причем Государь сказал ему: «Преосвященный! Я слышал про вас много похвал и с нетерпением желал видеть вас, но вы превзошли все похвалы и Мои ожидания». И 10 сентября бывшая польская столица узрела в своих стенах первого православного архиерея. Немало было трудов преосвященному Антонию по всестороннему устройству новоприсоединенного к православию края. Он сразу же испросил от казны отпуск 20000 руб. на устройство кафедрального собора и архиерейского дома в Варшаве со всеми их принадлежностями; обстроил Яблочинский монастырь в Люблинской губернии и дал ему новое и лучшее внутреннее устройство. Восстановляя и вновь насаждая православие в царстве польском, преосвященный Антоний строил повсюду храмы, снабжал их всем необходимым и прилагал особенное попечение о присоединении к православию униатов и католиков (в селах Люхове, Бабицах и др. восстановлены православные церкви и жители присоединены к православию). 5 октября 1840 г. состоялись два Высочайших указа: первый – о том, что Варшавское викариатство преобразовано в особую самостоятельную епархию и архиерею его велено именоваться епископом Варшавским и Новогеоргиевским, а второй – о возведении преосвященного Антония в сан архиепископа. С образованием самостоятельной епархии на преосвященного Антония возлагались новые труды и заботы по составлению штатов Варшавского епархиального управления, по устройству консистории и проч. Еще энергичнее и деятельнее стал преосвященный Антоний; он входил во все подробности управления, ничто не ускользало от его опытного взгляда. Варшавская епархия по справедливости может считать его своим основателем и устроителем. Насколько подробно он вникал во все, касающееся дела утверждения православия в том крае, свидетельствует отчасти то, например, что в 1842 г. он сам составил программу преподавания Закона Божия для всех учебных заведений Варшавского учебного округа. Он хорошо знал местные условия жизни и направление общества, чувствовал себя вполне на своем месте и действовал уверенно и с постоянным успехом. Но управление его Варшавскою епархиею было непродолжительно. Совершенно неожиданно для всех, при таких выдававшихся светилах церкви, как митрополиты Филарет (Дроздов), Филарет (Амфитеатров) и архиепископы Евгений, Гавриил, Григорий, Никанор, Арсений и др., преосвященный Антоний, младший из всех по хиротонии, 17 января 1843 г. был назначен митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским и архимандритом Александро-Невской лавры.
19 января он удостоился получить от Государя следующий рескрипт:
«Преосвященный митрополит Новгородский и С.-Петербургский Антоний!
При всегдашнем внимании Моем к известным Мне достоинствам вашим, Я решился явить вам новый знак Моего доверия в настоящее время, когда православная российская церковь лишилась незабвенного иерарха своего митрополита Серафима, мирно почившего о Господе, после многолетних трудов на служение церкви и отечеству. Вверив попечительной заботе вашей бывшия под его управлением епархии, с возведением вас в сан митрополита, Я несомненно надеюсь, что вы, шествуя стезею сего неусыпнаго ревнителя древних уставов церкви вселенской, окажете себя достойным его преемником, и усердно молю Божественнаго Пастыреначальника, да укрепит силы ваши на святый предлежащий вам подвиг. Препровождая к вам белый клобук с крестом из драгоценных камней, поручаю Себя вашим молитвам и пребываю всегда вам благосклонный. Николай».
13 февраля высокопреосвященный Антоний выехал из Варшавы. 19 числа прибыл в Петербург и 20 вступил в управление епархиями.
Как ни славно было служение преосвященного Антония в Варшаве, но в Петербурге «звезда его уже не блестела более и начала меркнуть». Назначенный в Петербург, вопреки общему чаянию, без высшего образования, митрополит Антоний не мог сравняться с Филаретом Московским творчеством ума и с Филаретом Киевским духовною мудростью, но хотел показать, что и он имеет свои достоинства. Однако деятельность его имела чисто внешнее направление. Обозревая по порядку все столичные церкви, посещая множество более или менее подведомых учреждений и постоянно священнодействуя, митрополит Антоний изумлял всех своею неутомимостью, тем более что Петербург, за болезнью преосвященного Серафима, много лет собственно не имел митрополита. Митрополичий дом в Невской лавре он отделал великолепно и изящно, завел швейцара с булавою, лучшего повара, лакеев и ездил всегда на шестерике орловских рысаков, а в торжественных случаях – и на восьмерике. Он очень любил говорить проповеди и речи, но на экзаменах в семинарии и в академии своими оригинальными приемами и речами он нередко делал промахи и замешательства. Такое направление деятельности, такая выставка внешнего блеска породили очень скоро в Петербурге неблагоприятный говор...
14 марта 1848 г. митрополит Антоний был назначен главным попечителем Императорского человеколюбивого общества и непременным председателем совета его; за деятельность по обществу не раз получал Высочайшую благодарность. Особым попечением митрополита пользовалась Александро-Невская лавра: в холодном соборе он устроил амосовские печи и сделал его пригодным для службы и в зимнее время. Народ любил митрополита Антония и во множестве стекался при его священнослужении.
В сентябре 1843 г. высокопреосвященный Антоний 20 дней провел в Новгородской епархии, с 7 июля 1845 г. прожил там даже один месяц... Достойно внимания, а) что митрополит Антоний выхлопотал отпуск особой суммы (более 10000 р.) в течение 4 лет на пособие сверхштатным священно-и-церковнослужителям сельских церквей Новгородской епархии, которые, по случаю введения новых составленных в 1843 г. штатов, остались вне штата и вовсе были лишены средств к содержанию себя с семейством; б) деятельность его по приведению в безопасный вид древних и ветхих церквей в самом Новгороде и по постройке часовни при одной из башен кремля в Новгороде по Высочайше утвержденному проекту.
Среди своей широкой и разнообразной деятельности митрополиту Антонию пришлось стать в ряды противников входившего тогда в небывалую силу графа Протасова, как прежде митрополиту Серафиму – против князя Голицына. Последствия столкновения для митрополита оказались прискорбными: граф Протасов не был из характеров мягких, и – митрополит Антоний в декабре 1845 г. был поражен параличом, уже вторичным (первый удар, должно быть, не особенно сильный, имел место уже в Варшаве). Обязанности митрополита по управлению епархиями 10 декабря 1845 г. были возложены на викарных епископов. Высокопреосвященный Антоний несколько лет после этого мог еще не только двигаться, но и присутствовать в Св. Синоде и даже священнодействовать – только что красивый, полный и крепкий превратился в исхудалого, дряхлого и возбуждающего жалость. За полтора года до смерти митрополит окончательно потерял способность движения и прикован был к одру болезни; в июле 1848 г. болезнь, должно быть, усилилась, потому что обязанности митрополита по управлению епархиями 16 июля 1848 г. были снова возложены на викарных епископов. 4 ноября болезнь митрополита была настолько тяжка, что Государь Император, видя угасающие силы, уволил его от управления Новгородскою епархиею и назначил в Новгород митрополитом преосвященного Никанора, поручив ему и управление С.-Петербургскою епархиею во время болезни митрополита Антония. 16 ноября 1848 г. в 50 минут первого часа утра митрополит Антоний скончался на 59 году от рождения и погребен в Духовской церкви Александро-Невской лавры.
В монарших милостях у преосвященного Антония не было недостатка, последними из них были – 16 марта 1845 г. орден св. Андрея Первозванного и в феврале 1848 г. панагия с изумрудами, украшенная бриллиантами с золотою цепочкою. Какое сочувствие Государь Император выразил к митрополиту Антонию по кончине его, можно судить по следующему: когда синодальный обер-прокурор граф Протасов доложил Государю о кончине преосвященного, Его Величество изволил сказать: «Да! У меня митрополит будет, но Антония уже не будет».
Помощником высокопреосвященного Антония по управлению Новгородской епархией во все время его святительства был Старорусский епископ Леонид (в миру – Александр Васильевич Зарецкий), избранный в Новгородские викарии еще митрополитом Серафимом, продолжавший свое служение и при митрополите Никаноре. На преосвященного Леонида в 1845 и 1848 гг., по случаю болезни митрополита Антония, возлагалось почти самостоятельное управление Новгородской епархией, непосредственное заведование делами духовно-учебных заведений, непосредственное сношение по делам епархиальным со Святейшим Синодом и проч. (о преосвященном Леониде см. в числе викариев митрополита Серафима (Глаголевского)).