308
Служение духовенства епархии в годы фашистской оккупации

9 мая 2025 года страна отметит 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. По благословению митрополита Льва приводим биографии священнослужителей, которые потрудились во имя Великой Победы в годы Великой Отечественной войны.

«Любая война — попытка одних народов устроить собственное благополучие за счёт насилия над другими, и это, несомненно, является грехом и преступлением. Памятуя это, наше Отечество неоднократно за свою историю было вынуждено вступать в смертельную схватку со злом ради своей независимости и мира. И сегодня граждане России встречают День Победы, взирая на уроки истории государства Российского, постоянно указывавшие на то, что только под мирным небом и в мире друг с другом люди могут строить жизнь общества, развиваться, созидать и укреплять семьи». (Из выступления митрополита Новгородского и Старорусского Льва).

Одной из малоизученных страниц истории Великой Отечественной войны является подвиг священноначалия Русской Православной Церкви в годы войны с нацистской Германией, который имеет две стороны: подвиг воинский и подвиг духовный. Священноначалие с первых дней войны разделяло точку зрения о войне с фашизмом как войне Отечественной и призывало паству к защите Родины. Православие стало основой для духовного сплочения и единения людей, и церковь своей патриотической деятельностью способствовала духовному единению народа в годы войны.

Многие священнослужители в годы войны были отмечены государственными наградами. Они воевали на фронтах, в партизанских отрядах, помогали в госпиталях в лечении раненых воинов, на освобожденных территориях оказывали поддержку в налаживании мирной жизни.

Священники на оккупированной территории часто помогали партизанам продуктами, лекарствами, передавали информацию, предоставляли им кров.

Таким образом, можно выделить следующие формы молитвенного и воинского подвига служителей Церкви в годы войны:

- пастырское служение в период войны (молитвенный подвиг),

- участие священников в боевых действиях на фронтах войны (воинский подвиг),

-  участие священников в партизанских отрядах

-  работа в госпиталях, помощь раненым.

В ГОДЫ ФАШИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ В НОВГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ СЛУЖИЛИ:

Митрополит СЕРГИЙ (Воскресенский) 1897 –1944

Дмитрий Николаевич Воскресенский

Митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии.

Иеромонах Сергий был весьма близок к патриарху Тихону. Отчасти за эту близость он пять раз подвергался арестам; преследовались и его родители.

Во время Второй мировой войны отказался от эвакуации. Гестапо арестовало митрополита Сергия сразу после оккупации края, однако владыка сумел убедить гитлеровцев в том, что является антикоммунистом и что поддержка верующих придаст немцам вес в глазах населения. 24 февраля 1941 года для воссоединения Эстонской и Латвийской церквей с Московским Патриархатом был учрежден Прибалтийский экзархат (на территории Литвы, Латвии и Эстонии), во главе которого был поставлен владыка Сергий. В марте того же года был возведен в сан митрополита Виленского и Литовского, экзарха Латвии и Эстонии. Под руководством митрополита Сергия в дальнейшем на занятых землях была развернута широчайшая катехизаторская деятельность. По благословению владыки в августе 1941 года на территории Псковской, Новгородской, Ленинградской, Великолукской и Калининской областей была создана Духовная миссия, которой удалось к началу 1944 г. открыть около 400 приходов, на которые были поставлены 200 священников. 29 апреля 1944 года владыку и его спутников нашли расстрелянными в машине.

 

Схиепископ МАКАРИЙ (Васильев) 1871–1944

в мантии Кирилл, в миру Кузьма Васильевич Васильев

С 1927 года — епископ Маловишерский, викарий Новгородской епархии. В июле 1928 года уволен на покой. Тогда же в Александро-Невской Лавре принял схиму с именем Макарий. Приход германских войск застал схиепископа Макария в Чудове, после чего он отправился в свой монастырь, чтобы собрать уцелевших насельников и возродить обитель. Здесь он узнал о расстреле оккупационными войсками пациентов инвалидного дома, который располагался в зданиях закрытой Макарьевской пустыни. Возродить монастырь нацисты не позволили. В конце 1941 г. Макарьевская пустынь оказалась вблизи линии фронта. Немецкие войска создали в бывшей Макарьевской пустыни мощный опорный пункт, а в одном из зданий оборудовали штаб. Сопротивлявшегося этому схиепископа Макария перевезли в Чудово. В ходе боевых действий Макарьевская пустынь была полностью разрушена. В начале 1942 года схиепископ Макарий и его келейник иеродиакон Вукол (Николаев) были перевезены немцами во Псков. Принимал участие в деятельности Псковской миссии. 14 апреля 1942 года он поселился в Псково-Печерском монастыре. Погиб во время бомбардировки 1 апреля 1944 года. Похоронен в Богом зданных пещерах.

 

Епископ МАКАРИЙ (Опоцкий) 1872–1941

Николай Михайлович Опоцкий. 

Епископ Череповецкий, викарий Новгородской епархии.

После ссылки жил в Новгороде как заштатный архиерей. Несмотря на то, что его несколько раз арестовывали, ему удалось организовать религиозно-трудовое братство, куда вошли его духовные чада. В 1941 г. владыка тяжело заболел и в ноябре скончался в деревне Витка Новгородского района. Отпевал его протоиерей В. Николаевский.

 

Архимандрит СЕРГИЙ (Андреев) 1868–1944

Андрей Платонович Андреев.

Архимандрит Псковской миссии экзархата Латвии и Эстонии.

Иеромонах при часовне Чудного креста в Новгороде. Во время войны далеко не все храмы окормлялись пастырями, находившимися в ведении благочинных. Так «иосифляне» архимандрит Сергий (Андреев), иеромонах Варсонофий (Кузьмин) и протоиерей Николай Светлов в начале нацистской оккупации служили самостоятельно, а впоследствии присоединились к Московской патриархии, уведомив об этом протоиерея В. Николаевского. Во время войны открыто служил в церкви Новгородского округа. В 1943 г. эвакуирован в Литву, где 22.05.1944 скончался.

 

Архимандрит Никита (Чесноков) 1883–1963

Петр Васильевич Чесноков

Во время войны служил в Новгороде, где попал под обстрел и оказался в самом центре огня. Казалось в живых ему не быть, но он боялся только одного — остаться не отпетым по православному чину. Среди несмолкаемых взрывов, среди пылающих развалин, он начал совершать собственное отпевание. Но Господь сохранил его на благо Святой Церкви. После войны отец Петр служил на приходе с. Бронница настоятелем Преображенского храма до 1959. Храм находился по дороге из Петербурга в Москву недалеко от Новгорода. Сюда приезжали на исповедь многие священники епархии. Одно время отец Петр исполнял обязанности епархиального духовника. Отец Петр также был личным духовником владыки Сергия (Голубцова), который с особым уважением относился к старцу. Помимо духовенства, приезжавшего на исповедь, за духовным советом, за утешительным словом, приезжало множество мирян. Все старались приезжать ночью, опасаясь за старца и за собственную безопасность: время было тревожное. После изгнания из Бронниц, отец Петр уехал в Псково-Печерский монастырь, где принял монашеский постриг с именем Никита. Скончался архимандрит Никита в 1963 г. Похоронен в Богом зданных пещерах.

 

Игумен КОРНИЛИЙ (Афанасьев) 1873–1942

Кузьма Алексеевич Афанасьев

Старая Русса была оккупирована в конце августа 1941 г. после боёв, длившихся почти месяц, в результате которых получила большие разрушения. Значительная часть населения города успела эвакуироваться. Оставшиеся рушане быстро привели в порядок Георгиевскую церковь. Уже осенью в ней возобновились богослужения, их стал совершать игумен Корнилий. Очевидно, это Корнилий (Афанасьев), служивший в начале 1937 г. в церкви Святого Духа в пог. Ратча Старорусского района. Умер 21 августа 1942 г.

 

Игумен ВАЛЕНТИН (Буравцев) 1877–1956

в миру Василий Буравцев

Сидел в тюрьме с игуменом Сергием (Васильевым) (в 1919 году была сформирована «Юрьевская группа верующих», с местом регистрации в Новгороде и Юрьевской слободе. По выбору «двадцатки» и утвержденный епархиальной властью отец Сергий (Васильев), из монашествующих Юрьева монастыря стал исполнять обязанности настоятеля церкви, а ему сослужил отец Валентин (Буравцов), бывший в монастыре ризничным.) До конца жизни проживал в Новгороде. С 1931 по 1932 годы исполнял обязанности настоятеля монастыря. Вписан в синодик Псковской Миссии.

 

Иеромонах ВАРСОНОФИЙ (Кузьмин) 1880 (или 1889) – не ранее 1945

Василий Степанович Кузьмин

В 1941 г. вернувшийся из ссылки о. Варсонофий начал проводить богослужения в Успенской церкви с. Курицко Новгородского р-на. Позднее примкнул к Псковской Духовной миссии. Служил в храмах сел Межнино и Корыстынь Шимского р-на с весны до декабря 1943 г. В 1943 — благочинный Псковской Духовной миссии. В январе 1944 г. эвакуирован в Латвию. В феврале 1945 г. Экзархом Прибалтики приписан к пустыни Виленского Свято-Духова монастыря в г. Эвье. Дальнейшая судьба о. Варсонофия неизвестна.

Иеромонах ВАЛЕНТИН (Лелянов) 1878–1972

Василий Сергеевич Лелянов

После освобождения и прибытия из ссылки проживал в Новгороде. Во время войны благочинным прот. Василием Николаевским назначен (с марта 1942) служить в церковь с. Вяжищи (бывший мужской монастырь близ Новгорода). В октябре 1943 г. вместе с местными жителями эвакуирован в Латвию. В декабре 1944 г. вернулся в Новгород и назначен к церкви свт. Василия Великого с. Васильевское на Поозерье. С 1.02.1947 — настоятель Вознесенской церкви с. Орлово. Строгий аскет и благоговейный молитвенник, был духовником Царской семьи. (А. Ильин. «Горение к Богу»).

Благочинный характеризовал его как священника «поведения безукоризненного», который «церковные службы соблюдает с благоговением, а также и все требы; пользуется со стороны верующих любовью и уважением». Преставился в Новгороде 1972 г. Погребен на Рождественском кладбище г. Новгорода.

 

Протоиерей МЕФОДИЙ Белов 1875 или 1876 – 1943

Мефодий Белов

Настоятель Александро-Невской церкви с. Видони Солецкого района.

В «Материалах о боевой деятельности 5-ой партизанской бригады за январь–июнь 1944 г.» сохранилась составленная 12 апреля 1944 г. стенограмма сообщения подполковника К. Д. Карицкого. В ней сказано: «Священник Видонской церкви Белов, читая проповедь, молит бога о победе Красной армии и зовёт народ на борьбу с врагом. Всякий раз верующие приносят свои сбережения, деньги, серебряные и золотые вещи на строительство танков для Красной армии. За несколько месяцев священник собрал более 10 000 рублей и сдал их партизанам. Свою дочь священник благословил и направил в партизанки. Сам же предложил свои услуги по разведке станции Уторгош».

Комиссар 5-й Ленинградской партизанской бригады герой Советского Союза капитан И. И. Сергунин изложил обстоятельства гибели о. Мефодия: «Заняли Видони. Сожгли всю деревню и церковь. Его били, но не до смерти. Тогда он перешёл в местный партизанский отряд. Мы ему запретили ходить в разведку. Говорили, что его могут убить. Потом он как-то уговорил председателя тройки Петрова и пошёл в Уторгош. Нужны были данные насчёт того, когда будут эвакуировать население из районного центра Уторгош. Он пошёл, и его там схватили. Долго мучили. Спрашивали о партизанах, кто командир? Он ничего не сказал. Его до полусмерти избили, а потом пристрелили».

Протоиерей ФЁДОР Берзняковский 1868–1950

Фёдор Михайлович Березняковский

К служению также вернулся пожилой (1868 г.р.) священник Феодор Берзняковский. Первоначально он встал у алтаря в селе Георгий под Новгородом, в период 1942–10.1943 гг. благочинным протоиереем Василием Николаевским перемещен к церкви с. Васильевское. После войны ему пришлось объяснять свои действия тем, что «были открыты церкви» и кому-то требовалось в них служить. Овдовел 14.09.1942 г., в октябре 1943 г. был эвакуирован в Латвию.

 

Протоиерей ВЛАДИМИР Бируля 1873–1954

Владимир Викентьевич Бируля

Арестован 9 апреля 1935 г. за широкое привлечение в церковь верующих, особенно из сельской местности. Приговор: 3 года ИТЛ Дальлаг. 1942–1943 — член Псковской духовной миссии, благочинный Солецкого округа. Служил в Ильинском соборе г. Сольцы, помогал Рушанову в Солецком районе. Священники этого благочиния в ноябре 1942 г. приняли участие в пастырском съезде в г. Дно. Скончался 8 августа 1954 г. в г. Паневежисе Литовской ССР.

 

Протоиерей СЕРГИЙ Василевский 1883–1955

Сергий Иванович Василевский

Настоятель Георгиевской церкви в г. Старая Русса вывез старорусские святыни и ризницу в Михайловскую ц. в г. Дно. Летом-осенью 1941 года отец Сергий был приглашен приходом с. Воскресенского Старорусского уезда для исполнения пастырских обязанностей. В 1942 году игуменом Корнилием, настоятелем Георгиевской церкви Старой Руссы, был приглашен священником в Георгиевскую церковь. С 20.02.1942 г. Псковской миссией был назначен настоятелем церкви архистратига Михаила в г. Дно.

Сопровождал чудотворную Старорусскую икону Божией Матери во время эвакуации ее из Старой Руссы в Дно и позже, при возвращении ее в родной город. "В Старой Руссе протоиерей Василевский был арестован, подвергнут унизительному допросу, и был две ночи в тюрьме за то, что сорвал немецкое объявление на дверях Георгиевского храма о крестном ходе в годовщину немецкой оккупации Старой Руссы. Прихожане Дновской Михайло-Архангельской церкви с чувством особой благодарности отзываются о протоиерее Василевском за спасение им от немцев чудотворной иконы Божией Матери Старорусской и за сокрытие от немцев прочих старорусских святынь и ризниц, привезенных им не без риска в г. Дно" (Ист.: М. Шкаровский. Русская церковь и Третий рейх.- М., Вече, 2010, с. 434.). С 1950 года — штатный священник Петропавловской кладбищенской церкви в г. Валдае Новгородской области. В 1953 был уволен за штат по болезни. Скончался в 1955 году в Валдае.

 

Протоиерей НИКОЛАЙ Десятинский 1874 – не ранее 1943

Николай Николаевич Десятинский

Псаломщик Хубецкой церкви Крестецкого уезда. С 20.09.1894 по 1906 гг. — псаломщик, затем — диакон в Подберёзковом храме Григория Богослова. В 1938 г. после закрытия церкви его отстранили от служения, ему пришлось заниматься тяжёлым физическим трудом. Однако в условиях оккупации он сначала вернулся в диаконы, а в 1943 г. был рукоположен в иерея епископом Рижским Иоанном (Гарклавсом). Благочинный отец Василий Николаевский  был им доволен и заявлял, что священник Николай Десятинский «к своим пастырским обязанностям относится исправно; поведения отличного и долго служил в Церкви Христовой». Со своей стороны, архиепископ решил наградить о. Николая набедренником.

 

Протоиерей НИКОЛАЙ Заблоцкий 1867 – не ранее 1944

Николай Фомич Заблоцкий (Заблотский)

Часть приходов Уторгошского и Батецкого районов, относившихся до революции к Лужскому уезду, в 1927 г. вошли в Лужский округ, который последовательно возглавляли священники Николай Заболоцкий, Иаков Начис и Михаил Образцов. В мае 1944 г. 77-летний протоиерей Николай Фомич Заблоцкий был арестован, обвинён в «предательстве и доносительстве» при немцах и приговорен к 20 годам каторжных работ. Дальнейшая судьба его неизвестна.

 

Протоиерей КОНСТАНТИН Иванов 1869 – не ранее 1944

Константин Николаевич Иванов

С 1941  священник церкви Владимирской иконы Божией Матери в деревне Горцы Шимского района. При возобновлении службы в церкви Успения Пресвятой Богородицы в близком к Горцам, селе Коростынь. Арестован 27 сентября 1944 г. Приговорен 21 ноября 1944 г. к 10 годам лишения свободы. (Новг. КП: т. 8, с. 271; Шимский р-н Новгородской обл.)

 

Протоиерей ДИМИТРИЙ Кратиров 1875 - 1952

Отдельные священники, в частности, Димитрий Кратиров или Пётр Чесноков, переписывались с управлением миссии, но фактически зависели от протоиерея Николаевского. В 1941–1943 гг. был членом Псковской духовной миссии. Служил в Новгороде. В 1943 г. был вывезен из Новгорода в Германию, принят в юрисдикцию РПЦЗ, а в 1945 г., будучи настоятелем берлинского Воскресенского собора, воссоединился с РПЦ.

 

Протоиерей ПЁТР Кононов 1882 – не ранее 1945

Петр Иванович Кононов

К началу Великой Отечественной войны проживал в деревне Углы Шимского района. По просьбе жителей возобновил служение в церкви Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с. Углы и в Воскресенской церкви с. Мшага, а затем установил связь с Псковской православной миссией. В 1943(?) – 1944 гг. — священник ц. Святой Троицы с. Подгощи. 26 мая 1945 г. арестован. Приговорён военным трибуналом войске НКВД по Новгородской области 9 июля 1945 года к 10 годам заключения. Реабилитирован прокуратурой Новгородской области 3 мая 1992 года.

 

Протоиерей ИАКОВ Начис 1912-1991

Иаков Владимирович Начис

В 1941–1943 годах вместе с братом (будущим архимандритом Кириллом (Начисом)) служил на приходах Ленинградской, Новгородской и Псковской областей в составе Псковской духовной миссии на оккупированной территории. С мая по август 1943 года служил в Ольгинском храме города Луги, благочинный Лужского округа. В августе 1945 года арестован советскими властями в Лиепае. Получив десять лет лагерей и отбыв их от звонка до звонка, стал служить в единственном действующем православном храме в республике Коми, потом в Мурманской области в церкви, превращённой в храм из лагерного барака. В 1960 году батюшке разрешили вернуться в Латвию. В 1987 году переведен в Рижский кафедральный Свято-Троицкий собор. Скончался 7 ноября 1991 года года в Риге. 

 

Протоиерей МИХАИЛ Никитин 1887 (или 1884) – не ранее 1945

Родился в 1887 г. Лишен избир. прав в 1932 г. До 1937 г. — диакон церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери в пог. Дерглец Старорусского уезда. 6.01.1942 г. рукоположен в сан священника митр. Сергием (Воскресенским) в Риге. С марта 1943 г. — зам. благочинного Порховско-Дновского окр. по Волотовскому р-ну. С отступающими фашистами отказался уходить, остался на родине. Помогал Рушанову в Волотовском районе. Священники этого благочиния в ноябре 1942 г. приняли участие в пастырском съезде в г. Дно. В 1945 г. арестован (?). Дальнейшая судьба неизвестна.

 

Протоиерей ВАСИЛИЙ Николаевский 1898–1945

Василий Васильевич Николаевский

С февр. 1943 по февр. 1944 г. был благочинным Новгородского окр. Проживал по ул. Прусская, д. 23. Последним настоятелем Михайло-Архангельского собора перед закрытием был протоиерей Василий Николаевский. В годы войны вся церковная жизнь новгородцев проходила там. В начале ноября 1943 г. эвакуировался вместе со св. мощами в Литву. 24.11.1944 г. погрузили св. мощи в вагон, а 11.12.1944 г. благополучно вернулся с мощами в Новгород. Люди, спасенные от угона в фашистское рабство, мощи святых, более тысячи бесценных книг из библиотеки Софийского собора, иконы, возвращенные на родную землю, — вот цена подвига протоиерея Василия Николаевского. «Осенью мне удалось привезти из Михаило-Архангельского собора города Новгорода четыре воза святых икон». По данным М. В. Шкаровского, «у протоиерея Василия Николаевского хранилось в соборе более 20 запасных антиминсов и большой запас святого мира, поэтому он мог возрождать храмы и направлять священников на приходы». Скончался в мае 1945 г.  Покоится у церкви святителя Василия Великого в селе Васильевском Новгородского района.

 

Протоиерей МИХАИЛ Образцов 1881–1959

Михаил Степанович Образцов

На пожертвованные св. прав. Иоанном Кронштадтским средства построил в с. Кунесть Гдовского уезда трехпрестольный каменный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, с приделами св. апп. Петра и Павла и свт. Николая. После закрытия храма, с 1938 года — учительствовал, преподавал русский язык и литературу в школах Новгородской области. С началом войны — настоятель Лазаревской-Ямковской церкви села Сергеево Новг. обл. В январе 1944 г. за связь его прихожан, жителей села Городец, с партизанами о. Михаил заключен в немецкий лагерь в Заречной части Луги. Содержался под домашним арестом. Был приговорен к смерти, но избежал её. Немцы не успели ни казнить его, ни вывезти в Псков в связи с внезапным приходом партизан и освобождением Луги.  Скончался о. Михаил 27 сентября 1959 года и был погребён за алтарем Успенской церкви с. Городец.

Протоиерей ФЁДОР Пузанов 1888–1965

Фёдор Андреевич Пузанов

Участник двух мировых войн, награждён тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Весной 1942 года в Псковской миссии получил назначение священствовать в старой церкви во имя Грузинской иконы Божией Матери в селе Хохловы Горки под Порховом. Настоятель установил связь с партизанами, организовал для них сбор продуктов и одежды, сообщал о передвижениях оккупантов и беседовал с верующими. Кроме того, сельский священник собрал невероятную по тем временам сумму денег — 500 000 рублей, и через партизан передал их в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии. Колонну попросил назвать «Дмитрий Донской». В январе 1944 священник сопровождал свой приход к расстрельному эшелону. Колонну сельчан вели оккупанты. Пройдя несколько километров, они свернули в сторону и приказали отцу Фёдору под страхом смерти довести колонну до состава. Когда немцы скрылись, настоятель храма увёл прихожан домой. Так священник спас от гибели 300 человек. Отец Федор умер в 1965 году. Похоронен в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области, возле Успенского храма, в котором с 1948 года был настоятелем.

Протоиерей ВАСИЛИЙ Рушанов 1909–1943

Василий Евстратиевич Рушанов, латвийский протоиерей

Накануне Великой Отечественной войны о. Василий уже священник, а в сентябре 1941 г. в числе других миссионеров отправляется в Псков для организации Православной миссии на оккупированных территориях. Отец Василий Рушанов занимал должность благочинного Порховско-Дновского округа до февраля 1943 г.

Западные районы области, оказавшиеся в составе Порховско-Дновского благочиннического округа, а также присоединённые к нему некоторые приходы Шимского района и церкви, расположенные около Старой Руссы, управлялись латвийским священником Василием Рушановым. В Солецком районе ему помогал протоиерей Владимир Бируля, а в Волотовском — протоиерей Михаил Никитин. 16 марта 1943 г. священник Василий Рушанов был застрелен неизвестными в вагоне поезда, следовавшего из Дно в Порхов. 28 марта тело миссионера было предано земле на кладбище г. Дно.

 

Протоиерей НИКОЛАЙ Светлов 1873 – не ранее 1944

Николай Семенович Светлов

Священник Николо-Дворищенского собора в Новгороде, был отмечен и награждён архиепископом Арсением. Вошел в контакт с Псковской духовной миссией в мае 1943 г. Благочинный Василий Николаевский назначил заслуженному иерею служение в открывавшихся пригородных храмах в Вяжищах и Ракомо, а затем определил священником церкви апостолов Петра и Павла в с. Голино Шимского района. Сразу после прихода Красной армии последовал арест. Военный трибунал войск НКВД Ленинградской области 22 июня 1944 года приговорил священнослужителя, разменявшего восьмой десяток лет, к 10 годам заключения, на максимальный послевоенный срок.  Дальнейшая судьба неизвестна.

 

Протоиерей НИКОЛАЙ Соловьёв 1893 – не ранее 1944

Николай Иванович Соловьёв

В начале июля 1941 года, во время июльских боёв за город немецкий солдат бросил гранату в окоп, где укрывались жена Соловьёва с детьми — шестилетним Евгением и пятилетним Константином. Сыновья погибли, раненую жену удалось эвакуировать в советский тыл. Николай Иванович, имея на руках дочь-младенца, ушёл к родне в одну из пригородных деревень. С осени 1941 года по март 1942 года о. Николай жил в Доворце у родственников и по просьбе верующих совершал требы. Затем до 1943 года служил в Казанской церкви Илемно и храме. При отступлении немцы спалили с. Илемно, а священника с дочерью и односельчанами отправили в сборный лагерь около Сольцов.

Особый случай произошел со священником Николаем Соловьёвым, который в конце ноября 1943 г. после сожжения оккупантами сел Илемно и Заплеменье вместе со всеми жителями был заключен в лагерь Блудово. Через пять дней его отпустили, после чего он был задержан представителями советского сопротивления и передан в особый отдел 5-й партизанской бригады. Вскоре по предложению председателя чрезвычайной тройки штаба бригады священник возглавил приход в селе Дубенки, где начал проводить пропаганду среди верующих, собрал подарки бойцам Красной армии и 7 500 рублей на танковую колонну. После прихода Красной армии Соловьёв служил в церкви Успения Пресвятой Богородицы в деревне Молочково. Был обвинен в сотрудничестве с немцами и 13 июня 1944 года арестован. Приговорён к 10 годам лишения свободы и отправлен в Мордовию, откуда уже не вернулся.

 

Иерей ГЕОРГИЙ Сперанский (Зузенков) 1900 – не ранее 1953

Георгий Иванович Сперанский (Зузенков)

В сентябре 1941 года призван в армию, попал в плен, содержался в Дновском лагере. Заявил о том, что является священником, и получил свободу.

Установил связь с Псковской миссией, служил в церкви в деревне Большое Тресно Дновского района. В январе 1943 года его назначили заместителем Порхово-Дновского благочиния, в августе митрополит Сергий наградил его набедренником; во время эвакуации в Литву занял пост окружного миссионера. В 1949 году получил направление в церковь Покрова Пресвятой Богородицы пог. Борисово Старорусского района.

Арестован 21 января 1953 года. Приговорён военным трибуналом ЛенВО в мае 1953 года к 25 годам заключения. Подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны бессмертен, как и память о тех, без кого победа была бы невозможной — миллионов воинов, тружеников тыла, партизан, священнослужителей. Упоминания о священниках-патриотах просочились даже в партизанские листовки: в частности, в одной из них говорилось о расстрелянном немцами священнике, память о котором чтили партизаны и население одного из оккупированных районов Северо-Запада: священник в своих проповедях вместо прославления германского оружия, рассказывал о Дмитрии Донском, Александре Невском, Сергии Радонежском и о том, как «они от насильников и поработителей отстояли землю русскую». 

«Партизанские попы»: так их называли в Псковской области, в Белоруссии и на Украине — на всех оккупированных фашистами территориях, где действовали силы сопротивления советского народа. Священники Русской Православной Церкви с риском для жизни разделяли судьбу своих соотечественников, невзирая на разницу в политических взглядах и идеологических убеждениях. Речь ведь шла о том, что всех объединяет, — о Родине.

 

Участники Великой Отечественной войны, служившие в Новгородской епархии

архимандрит КЛАВДИАН (Моденов) 1901–1987

Иван Матвеевич Моденов

С 1934 по 1940 г. отбывал заключение в Амурлаге. В 1941 г. попал на фронт простым солдатом. В 1942 г. оказался в плену в г. Изюме Харьковской обл. В том же году из плена бежал, был арестован и осужден. В январе 1944 г. эвакуировался в Австрию. До января 1945 г. служил сверхштатным священником Никольского собора г. Вены. С августа 1946 по 1948 г. был благочинным Троице-Сергиевой лавры. В 1970–1987 гг. — настоятель Георгиевского храма г. Старая Русса, благочинный Старорусского округа.

В1987 г., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, совершил Божественную литургию, потом исповедовал, отпевал. Дома он, усталый, лег в кровать и по четкам наизусть помянул всех, кого знал за свою долгую жизнь — обычно он по памяти только за упокой перечислял имена около двух тысяч человек — это входило в его ежедневное молитвенное правило, умер с четками в руках. Хоронили его в пещерах Псково-Печерского монастыря.

 

протоиерей МЕФОДИЙ Белов 1875 или 1876 – 1943

Мефодий Белов

Настоятель Александро-Невской церкви с. Видони Солецкого района.

В «Материалах о боевой деятельности 5-ой партизанской бригады за январь–июнь 1944 г.» сохранилась составленная 12 апреля 1944 г. стенограмма сообщения подполковника К. Д. Карицкого. В ней сказано: «Священник Видонской церкви Белов, читая проповедь, молит бога о победе Красной армии и зовёт народ на борьбу с врагом. Всякий раз верующие приносят свои сбережения, деньги, серебряные и золотые вещи на строительство танков для Красной армии. За несколько месяцев священник собрал более 10 000 рублей и сдал их партизанам. Свою дочь священник благословил и направил в партизанки. Сам же предложил свои услуги по разведке станции Уторгош».

Комиссар 5-й Ленинградской партизанской бригады герой Советского Союза капитан И. И. Сергунин изложил обстоятельства гибели о. Мефодия: «Мы ему запретили ходить в разведку. Говорили, что его могут убить. Потом он как-то уговорил председателя тройки Петрова и пошёл в Уторгош. Нужны были данные насчёт того, когда будут эвакуировать население из районного центра Уторгош. Он пошёл, и его там схватили. Долго мучили. Спрашивали о партизанах, кто командир? Он ничего не сказал. Его до полусмерти избили, а потом пристрелили».

 

протоиерей НИКОЛАЙ Гордеев 1903–1980

Николай Петрович Гордеев

В годы Великой Отечественной войны он на оккупированной Западной Украине продолжал служение Церкви Божией и Родине... Отец Николай активно помогал партизанам в борьбе с оккупантами, за что был награждён медалями. В 1947–1949 гг. служил в церкви с. Ильина Гора Демянского р-на Новгородской обл.

 

протоиерей МИХАИЛ Елагин 1927–1997

Михаил Михайлович Елагин

В 1944 году закончил Виленские Богословские курсы. После освобождения Вильно частями Красной армии Михаил оказался на фронте и вскоре получил тяжелейшее ранение, после которого получил 2 группу инвалидности. Еще находясь в госпитале, он был арестован, и осужден на 10 лет. Вернувшись из лагеря, служил в Пскове. С 1967 по 1991 год находился в Новгородской епархии на должности епархиального секретаря. Умер митрофорный протоиерей Михаил Елагин в 1997 году в Пскове.

 

протоиерей МИХАИЛ Ивлев 1919–1990

Михаил Федорович Ивлев

Военная служба (1939–1946) По воспоминаниям близких, подвергался репрессиям во время службы. Участник войны на Дальнем Востоке (1945). Награждён медалью "За победу над Японией" (1946) и орденом Отечественной войны 2 степени (1985).

 

протоиерей ВИКТОР Кухарев 1927–2017

Виктор Яковлевич Кухарев

В Красную Армию, на защиту Отечества, Виктор Яковлевич Кухарев ушел в 1942 году добровольцем, не дождавшись призывного возраста. Юноше только исполнилось 15 лет. Служил связистом в 159-м аэродромном полку ПВО. Награжден боевыми наградами: медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За боевые заслуги». В приказе о награждении медалью «За боевые заслуги» отмечено: «Радиотелеграфист 3-й батареи ефрейтор Кухарев Виктор Яковлевич за то, что отлично овладел радиоделом, держит бесперебойную связь батареи со штабом полка. Своевременно передает оповещение о появлении авиации противника». В звании старшего сержанта В. Я. Кухарев встретил День Победы на окраине Берлина. В действующей армии прослужил до 1950 года.

 

протоиерей ИОСИФ Потапов1899–1981

Иосиф Афанасьевич Потапов

Служил в Красной Армии с 1919 г. После нескольких перемещений (г. Кострома, г. Нерехта, г. Кашира Тульской обл.) откомандирован в г. Владимир в одну из воинских частей. В январе 1922 г. был по болезни освобожден из армии. После освобождения с 1941 г. по 1945 г. служил военнослужащим в стройбате на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в обороне Ленинграда.

 

протоиерей МИХАИЛ Пузанов 1922–2006

Михаил Федорович Пузанов

В 1942 году учился в семинарии литовского города Вильно. Потом попал в монастырь под Митавой, а оттуда — в матушку-пехоту. За спины не прятался: одно ранение, другое... После госпиталя оказался в так называемой «дивизии прорыва». Пехота в окопах не сидела. «Ракету кинут — и «Ура!» — некогда о смерти подумать, даже помолиться некогда. Бежишь вперёд, и только молнией в мозгу: «Господи, спаси!». На фронте без веры нельзя. И без товарищества тоже мы все там были одной семьёй — казахи, грузины, киргизы, армяне, русские. Потому только и победили».

 

протоиерей ФЁДОР Пузанов 1888–1965

Фёдор Андреевич Пузанов

Участник двух мировых войн, награждён тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Отец Фёдор передавал русским партизанам хлеб и одежду, сообщал о передвижениях оккупантов и беседовал с верующими. Кроме того, сельский священник собрал невероятную по тем временам сумму денег — 500 000 рублей, и через партизан передал их в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии. Колонну попросил назвать «Дмитрий Донской». В январе 1944 священник сопровождал свой приход к расстрельному эшелону. Колонну сельчан вели оккупанты. Пройдя несколько километров, они свернули в сторону и приказали отцу Фёдору под страхом смерти довести колонну до состава. Когда немцы скрылись, настоятель храма увёл прихожан домой. Так священник спас от гибели 300 человек. Отец Федор умер в 1965 году. Похоронен в селе Молочкове Солецкого р-на Новгородской обл., возле Успенского храма, в котором с 1948 года был настоятелем.

 

протоиерей МИХАИЛ Середа 1924–1996

Михаил Петрович Середа

В гражданскую воевал в отряде Щорса. Перед войной попытался поступить в школу ФЗО, но не приняли: сын врага народа. В августе 1941 г. в Душкино пришли фашисты. Михаил к тому времени набрал целый "арсенал" — до полусотни винтовок, закопав часть в лесу, часть в сарае. Однажды в лесу встретил группу красноармейцев, пробиравшихся к партизанам. Отдал им половину арсенала. Потом ушёл в Мглинский партизанский отряд, откуда вскоре и попал в действующую армию. Священником не может быть человек, нарушивший заповедь "не убий". О. Михаил считает, что промысел Божий уберёг его в отряде и на фронте от этого. Хотя стрелял, конечно, но не видел, чтобы от его пули пал человек. И второй раз вмешалась судьба, когда накануне отправки в школу командиров Михаила тяжело ранило в ногу. Полгода пролежал в госпиталях, вернулся домой инвалидом.

 

митрофорный протоиерей ЕВГЕНИЙ Фёдоров 1924–2021

Евгений Матвеевич Фёдоров

Когда фашисты заняли Порхов, девятиклассника Евгения оставили присматривать за квартирой, пока оккупанты не выгнали его. В 1943 году он ушел в партизаны, в бою был тяжело ранен. Осенью 44-го, подлеченного, его забрали на фронт, в артиллерийскую часть. Всю свою оставшуюся войну телефонист Евгений Федоров держал связь со штабом полка. Войну закончил лейтенантом, за Берлином, с многочисленными наградами. Демобилизовали его только спустя два года. Отец Евгений награждён орденом Отечественной войны II степени и медалями: Жукова, за Отвагу, за взятие Варшавы, за победу над Германией, за взятие Берлина и др. Когда спрашивали его, какая самая памятная награда, он молча показывал — «За взятие Берлина». И еле слышным шепотом добавлял: «Самая страшная…».

 

Материал подготовлен матушкой Галиной Слукиной.