Митрополит Новгородский и Старорусский Лев принял участие в конференции «Пополнение братства обители. От чего это зависит?», состоявшейся 23 июля в Святодуховском центре по благословению Святейшего Патриарха Кирилла с участием монашествующих епархий, расположенных на территории СЗФО.
Участники конференции молились за Божественной литургией в Свято-Троицком храме Александро-Невской Лавры, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
В зале, в частности, присутствовали митрополиты Новгородский и Старорусский Лев, Балтийский и Светлогорский Серафим, Архангельский и Холмогорский Корнилий. Вел конференцию наместник лавры епископ Кронштадтский Вениамин.
Во вступительном слове митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий отметил, что подобные встречи стали традиционными. Монашество, с одной стороны, - оплот Церкви, с другой - удел избранных, поэтому поток желающих посвятить себя иноческому деланию в разные периоды церковной истории был неоднородным. Пополнение числа братии и сестер - тема животрепещущая, от нее зависит благополучие обители. При принятии человеком решения поступить в число братии имеет значение множество факторов. Необходимо обобщить уже имеющиеся опыт и знания, рассмотрев их в том или ином контексте.
«За минувшие десятилетия были открыты сотни монастырей как исторических, так и новых, куда пришли желающие иноческого жития, - сказал митрополит Варсонофий в своем докладе. - Сегодня активного пополнения по ряду причин нет, в том числе из-за сложной демографической ситуации в стране. По статистике, в Русской Православной Церкви количество монашествующих в целом не уменьшается, но и положительная динамика отсутствует. Что же влияет на пополнение обителей насельниками? Монашеский подвиг - это, прежде всего, жертва Богу. "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною", - говорит Иисус Христос (Лк. 9:23). Исторически монастыри формировались двумя способами. Первый способ - вокруг подвижника. Если посмотреть на древнейшие монастыри, то у основания их мы видим таких величайших преподобных как Антоний Великий, Пахомий Великий, Савва Освященный. Именно они примером своего подвижничества, жизни по заповедям Христовым привлекали людей так же идти по пути спасения, были им в этом опытными провожатыми, помогали бороться со страстями. На Руси самые густонаселенные монастыри также связаны с именами известных преподобных - Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Сергия и Германа Валаамских, Арсения Коневского, Серафима Саровского, которые исполнили призыв апостола Павла: "…Подражайте мне, как я Христу." (1 Кор. 4:16). Кроме Евангелия и примера древних подвижников благочестия, важно, чтобы перед человеком был и живой носитель монашеской традиции, являющий в реалиях XXI века идеал духовной жизни. Это может вдохновить юношу или девушку, помочь им выбрать нелегкий путь монашества. "Никто бы никогда не стал монахом, если бы не увидел в глазах другого монаха сияние вечной жизни", - гласит древнее благочестивое изречение. И в светской жизни, и в церковной важна личность, способная организовать и вести за собой людей. В обителях собраны люди разного уровня образования, духовности, понимания жизни, поэтому нужны талант и мудрость игумена или игумении, духовника, чтобы собрать вокруг себя братию или сестер, организовать духовную жизнь так, чтобы несмотря на искушения они смогли удержаться. Число призваний к истинному монашескому пути никогда не было большим, тем более не может оно быть таковым в наше время. Я говорю о целях, упоминаемых преподобным Иоанном Лествичником, ради которых следует принимать монашество".
Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий в докладе отметил, что сущность иноческого делания - исполнение евангельской заповеди, и в монашеской жизни все предназначено для этого подвига. Сегодня в монастыри приходят люди, много прожившие в миру, часто с негативным опытом, и на игуменах лежит большая ответственность при принятии решения о том, кто может, а кто не может жить в монастыре. За годы государственного атеизма утрачены духовные традиции монашества, и возрождаются они не на основе живого опыта, а опираясь на книжную традицию. Святейший Патриарх Кирилл напоминал игуменам, что примером для них должен стать преподобный Сергий Радонежский. Источником его духовной силы был молитвенный подвиг. Главная молитва игумена - о братии. Необходимо возрождать молитвенное делание, и игумен должен стать образцом молитвы. Видя его искренние труды, люди в ответ будут возгревать сердца и стремиться к монашескому пути.
Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав также подчеркнул, что главное для монашествующих - пример игумена или духовника. Люди знают, что в том или ином монастыре находится мудрый настоятель или духовник, и стремятся туда. Задача монашествующих - спасение души через оставление страстей, исполнение заповедей Божиих. Монашеский призыв и практика жизни современного человека вступают в противоречие. Когда устраивались древние монастыри, было по-другому, не было такого разрыва. В наше время монастыри пополняются молитвами новомучеников и исповедников. В 1990-е годы многие приходили в обители, но мало у кого был монашеский опыт. Приходило много попавших в трудную ситуацию. В своем слове владыка также напомнил о подвигах монашествующих Севера - преподобных Александре Свирском, Арсении Коневском, Антонии Дымском, Мартирии Зеленецком.
Настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) отметила, что далеко не всегда многочисленность является свидетельством правильного устроения монашеской жизни и спасительности подвига. Пример тому - недавние события в Среднеуральском монастыре, некоторые секты тоже весьма многочисленны. Апостольская община была более чем скромной. У преподобного Сергия Радонежского было поначалу всего двенадцать учеников. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что без развития общехристианских оснований в обществе невозможно развитие монастырей.
Настоятельница Екатерининского монастыря в Калининграде игумения Феодосия (Изгина) посвятила выступление, состоявшееся по видеосвязи, устроению монашеской жизни на примерах из трудов святителя Игнатия (Брянчанинова), приведя его соображения о духовничестве, о том, как правильно и неправильно понимать монашество.
Для желающих была проведена экскурсия по обители.