В субботу, 30 марта 2024 года, в университетском храме Сретения Господня состоялась встреча на тему: «Значение аскетического и богословского учения святителя Григория Паламы». Встречу провел преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии, настоятель церкви св. вмч. Феодора Стратилата, протоиерей Сергий Золотарёв.
В начале встречи отец Сергий напомнил о том, почему выбрана эта тема и объяснил значение недель Великого поста - в воскресенье 31 марта Православная Церковь празднует неделю святителя Григория Паламы.
Далее, в связи с вопросом участников, ведущий затронул тему канонизации и святости, где наиважнейшими являются: святость жизни, чистота веры, признание Церкви. Все это имеет прямое отношение к святителю Григорию Паламе, родившемуся в 1296 году в Константинополе, поскольку он был причислен к лику святых менее, чем через 10 лет после ухода из земной жизни.
Отец Сергий кратко поведал житие святого, семья которого (редчайшее явление) насчитывает, кроме него, еще шесть святых (отец, мать, братья, сестры).
Перейдя к основной теме выступления, отец Сергий раскрыл понятия апофатическое и катафатическое богословие. Затем он объяснил суть споров о богопознании в XIV вв., и на примере дискуссии святителя Григория Паламы и Варлаама Калабрийкого показал принципиальные богословские расхождения.
«Варлаам Калабрийский утверждал абсолютную недосягаемость Бога и невозможность богопознания. Святитель Григорий Палама, в свою очередь, доказывал: Бог непознаваем, неименуем, непричаствуем по Своей сущности, но Он познаваем, именуем, причаствуем по Своим энергиям. Божественные сущность и энергия есть Сам Бог, а точнее, образ Его бытия. Поэтому Божественные энергии нетварны, то есть не являются творением, как и Божественная сущность. Божественные энергии в своём исхождении от Божественной сущности не отделяются от неё, хотя и отличаются от неё. Поэтому причастие энергиям есть причастие Богу», – резюмировал отец Сергий.
Говоря о значении учения святителя Григория Паламы, можно утверждать, что этот святитель являлся защитником православного учения о безмолвии – исихии, необходимой для очищения человека и для его совершенства, которое и составляет его спасение. В этой связи святитель Григорий Палама является последователем таких выдающихся отцов-подвижников, как преподобный Иоанн Лествичник, святитель Григорий Богослов, преподобный Максим Исповедник.
Святитель Григорий Палама занимает особое место в истории православной духовности. Он сумел в стройном синтезе представить богословское и духовное богатство Православия, прежде всего в том его виде, как оно сложилось в византийский и поствизантийский период и было усвоено афонскими исихастами его времени. В завершении отец Сергий ответил на многочисленные вопросы участников встречи.