444
Священник Александр Ипатов: Милостыня, добрые дела и молитва приносят усопшим великое утешение

Сегодня Троицкая родительская суббота. В этот день Церковь устанавливает особое поминовение усопших. По традиции народ идет на кладбище на праздник Троицы. Предлагаем вашему вниманию интервью со священником Александром Ипатовым, который служит в церкви святого Лазаря Четверодневного на Западном кладбище. Священник рассказывает о своём священническом служении, о православной традиции погребения и поминовения усопших, а также о том, что необходимо делать с ветхими могильными крестами.

 - Как проходит служение священника в храме на кладбище?

Служение священника в храме, расположенном на кладбище, по своей сути и значению аналогично служению в других приходских храмах города. Здесь совершаются богослужебные обряды, проводятся проповеди и общение с прихожанами. Расположение храма на кладбище не придает ему специфического заупокойного характера, и нет особых заупокойных служб, которых не было бы в других храмах.

Наличие своего прихода и общины постоянных прихожан позволяет проводить полноценную церковную жизнь в соответствии с богослужебным календарем. Иногда люди, не знакомые с церковью, задают вопросы о том, проводятся ли в храме какие-то другие мероприятия, помимо богослужений.

Кроме совершения богослужений, служение священника - это ещё есть свидетельство о Христе, о Евангелии. То есть, неважно, на кладбище ты, в больнице, при университете или в другом месте. Но, все же, можно, конечно, выделить отличительную особенность служения на кладбище. Здесь редко бывает крещение. У людей есть некий суеверный страх крестить на кладбище. Почти никогда не бывает венчания, хотя, раз в несколько лет бывает все-таки. Зато священник на кладбище постоянно сталкивается с отпеванием.

Приходится постоянно сталкиваться с людским горем, связанным со смертью близких, когда нужно не просто отпевать усопшего, но и по возможности уделить внимание и сочувствие близким усопшего человека. Конечно, кончина близкого человека вырывает из повседневной суеты, заставляя задуматься о смысле жизни, о её конечности. Смерть близкого порождает скорбь, чувство горя. Поэтому нельзя отпевание воспринимать как рядовую требу. Впрочем, как и всякую другую. Поэтому любое отпевание, которое совершает священник на кладбище, обязательно сопровождается краткой проповедью. Смерть – это ведь не конец бытия личности. Через проповедь напоминаю людям о спасении, которое совершает Христос, о том, что у Бога все живы.

- С какими вопросами к Вам чаще обращаются люди?

К сожалению, часто вопросы носят внешний, чисто ритуальный характер. Люди спрашивают, как положить покойного в гроб, можно ли выходить вперед гроба и так далее. Они беспокоятся, чтобы все было сделано правильно, чтобы была соблюдена обрядовая сторона. В таких случаях я стараюсь сместить акцент от внешнего, второстепенного к главному. Главное - это не обряд, а значимость молитвы и совершение добрых дел в память о покойном. 

- Что нужно знать православному человеку в случае смерти родственника?

Ну, раз он православный, значит, он верит во Христа. Недавно мы праздновали Христово Воскресение - событие, которое говорит нам о том, что Христос победил смерть. Это значит, что смерть как прекращение бытия личности не существует. Сам Христос говорит в Евангелии об этом. Поэтому для христианства смерть воспринимается как рождение в вечности. Да, мы скорбим и печалимся, когда уходят близкие люди. Смерть всегда повергает даже верующего человека в некий шок и печаль. Важно помнить нам, христианам, прежде всего, что смерть - это не конец. Мы исповедуем воскресение мертвых и жизнь будущего века. Это вопрос доверия, прежде всего  Христу. Когда близкий человек уходит, мы, как христиане, призваны не впадать в уныние и отчаяние, а довериться Христу, помня, что опека над ним теперь в руках Божьих. Конечно, мы можем сделать очень много добра для усопшего, если будем за него усердно молиться.

Мы живём в определённом культурном коде. Даже среди христиан, живущих в разных странах, существуют разные традиции и обряды, связанные с похоронами. Поэтому, для людей, которые хоронят усопшего, вполне естественно исполнять это дело в соответствии с той традицией, которая принята в нашем народе. Я считаю, что обрядовая сторона тоже имеет свой смысл. При общении с родственниками усопшего я всегда стараюсь подчеркнуть, что все внешнее, как цветы, венки и прочее, мы делаем прежде всего для себя и общества. Неважно, какой будет могила, где она будет и сколько цветов там будет. Мы делаем это, чтобы душа усопшего ушла в мир иной в достойной обстановке. Но прежде всего важна молитва.

- На праздник Троицы народ массово пойдет на кладбища к могилам близких. Как это прокомментируете?

Традиция ходить на Пасху и на Троицу на кладбище - это народная традиция, а не церковная. Это наследие нашего советского прошлого. На самом деле на кладбище можно ходить любой день, и в этом нет греха. Единственное, к чему Церковь призывает в эти дни, прежде всего, это посещение храма для участия в Божественной литургии. Если после этого христианин пойдет на кладбище, в этом нет ничего плохого. Конечно, Церковь подчеркивает, что есть определенные дни, когда мы идем на кладбище, чтобы помолиться за усопших и воссоединиться с родственниками. В субботу перед Троицей, например, Церковь совершает особое поминовение усопших. Если человек вспомнит в эти дни о своих усопших и пойдет на кладбище, вспомнит о существовании храма при кладбище, то может быть у него возникнет мысль зайти в храм и помолиться. Поэтому, это, конечно, народная традиция, но в этом нет ничего плохого.

- С какими трудности Вы сталкиваетесь в своем служении?

Священник на кладбище часто встречается с горем, со слезами, и, наверное, самые главные трудности связаны с этим. Иногда люди приходят, убитые горем в храм или на отпевание с чувством обиды на Бога. За что? Почему? Как Он такое допустил? Человек всматривается тебе в глаза и ищет хоть какой-то ответ. И здесь нельзя быть шаблонным, тут нет какого-то заготовленного ответа, который помог бы человеку, дал утешение. Поэтому в таких случаях приходится исходить из ситуации, постараться найти какие-то слова утешения, иной раз важнее вообще ничего не говорить, а помолиться вместе с человеком.

- Расскажите о молитве за усопших близких? Какая связь у нас с ними остаётся?

Со смертью близких наша духовная связь с ними не прерывается. Никто нам не мешает и после смерти человека любить его, молиться за его бессмертную душу, совершать дела милосердия. Приведу пример. Раньше, когда не было интернета и мобильных телефонов, человека провожали на вокзале в дальний путь со слезами. Очень жалко было расставаться. Человек уезжал, но мы знали, что он где-то живёт. Также и мы должны помнить, что наши усопшие пред Богом живы, и мы действительно можем им очень много помогать. Милостыня, добрые дела и молитва, совершаемые в память об усопших, приносят им великое утешение.

Молитвенная память о близких - самое лучшее добро, которое можем сделать. Поэтому Церковь, как чадолюбивая мать, всегда совершает поминовение усопших. В храмах служатся панихиды, литии, заупокойная ектения. Поэтому наша любовь к усопшим не прекращается, и мы призваны не только внешние стараться ухаживать за могилками, украшать их - хотя это тоже нужно, - но, в первую очередь, совершать молитву церковную и домашнюю, и по возможности - дела милосердия.

- Часто можно видеть на кладбище небрежно выброшенные ветхие могильные кресты. Что скажете об этом?

Крест в христианской православной традиции имеет особое значение, как главный символ христианства. В благоговейном почитании креста - трепет перед самим Христом, который совершил через страдания на кресте спасение каждого из нас. Поэтому мы почитаем любой крест, независимо от того, находится ли он на куполе храма, на могиле, или нательный крестик на груди. 

Христиане с древности устанавливали на могиле крест, как символ победы Христа над смертью, знак будущего воскресения умерших. Ставим мы крест не для усопшего, а для себя, чтобы легче молиться и вспоминать о нашем близком усопшем человеке. 

Конечно, ветхий крест нельзя выбрасывать в мусор. Если это деревянный крест, можно принести его в храм на западное кладбище, где его аккуратно пилят и сжигают. Если крест был железный, его можно так же принести в храм, где его утилизируют с благоговением.

album-29485077_292406041