Священномученик Михаил Борисов, протоиерей († 1942)

Дни памяти:

25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

22 мая/4 июня – День мученической кончины

23 мая/5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых


Священномученик Михаил Борисов родился 7 января 1866 года в селе Сухая Нива Демянского уезда Новгородской губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова. Диакон Константин сорок восемь лет прослужил Церкви - сорок три года псаломщиком и пять лет диаконом.

В 1888 году Михаил окончил Новгородскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком в женский Покровский Зверин монастырь в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипи- но Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведен служить в Параскевинскую церковь в село Строилово, в 1902 году - в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском уезде, а в 1906 году - в церковь во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба в Новгороде.

За время своего служения отец Михаил как деятельный священник имел множество послушаний. Два года он состоял заведующим и законоучителем Кипинской церковноприходской школы, одиннадцать лет законоучителем Строиловской земской школы, два года Головковской земской школы, четыре года заведующим и законоучителем открытой им в селе Строилове женской церковноприходской школы. В течение трех с половиной лет отец Михаил состоял наблюдателем церковных школ 1-го благочиннического округа Демянского уезда, в течение четырех лет - заведующим и законоучителем церковноприходской школы при Успенском монастыре, в течение десяти лет - благочинным 1-го округа Демянского уезда, в течение трех лет - депутатом на епархиальные съезды от духовенства 1-го Демянского благочиннического округа, в течение трех лет - членом правления Новгородской духовной семинарии. С 1907 года - заведующим, законоучителем и учителем пения в Бори-соглебской церковноприходской школе, с 1909-го по 1914 год отец Михаил состоял членом Новгородского Епархиального миссионерского совета, с 1909-го по 1915 год - членом Новгородского уездного отделения Епархиального училищного совета, с 1911 года - помощником благочинного 2-го Новгородского округа. 

В 1906 году отец Михаил был награжден наперсным крестом; 30 июля 1917 года - возведен в сан протоиерея. Отец Михаил принимал деятельное участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде, и в церковно-общественной жизни города.

6 июня 1917 года на собрании Союза объединения духовенства и мирян города Новгорода протоиерей Михаил выступил с докладом на тему «К реформе прихода»; он сказал тогда, что главной цели приходской жизни - «вести человека ко Христу, к вечному спасению» - должны были служить: «истовое богослужение с переводом богослужебных книг не на русский, а на ново-славянский язык, с устранением всех непонятных слов и выражений. беседы в храме и вне храма, устройство школьных советов, обществ сестричества... Главное в приходе не право избрания и не заведование имуществом, а борьба с грехом, содеивание своего спасения». Близкие отца Михаила вспоминали, что прихожане любили и уважали священника.

После прихода к власти безбожников начались гонения: отец Михаил был арестован в 1926 году и пробыл в тюрьме двадцать дней.

В 1931 году священник с семьей был выселен из дома.

В 1933 году Новгородское ОГПУ начало дело против религиозно-трудового Братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий), живший в это время в Новгороде на положении ссыльного. Братство имело неофициальный характер и включало в свой состав немногим более двадцати человек, которые молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть средств передавали Братству, откуда они жертвовались по мере необходимости нуждающимся - бедным и находящимся в заключении.

20 апреля 1933 года были арестованы и заключены в новгородскую тюрьму все члены Братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города, хотя и не входившие в состав Братства, но знавшие епископа лично. В их числе был арестован и протоиерей Михаил Борисов; ему шел тогда шестьдесят восьмой год.

3/16 мая 1933 года отец Михаил был вызван на допрос и, отвечая на вопросы следователя, сказал: «Я враждебно настроен к советской власти, потому что она устраивает гонения на религию, духовенство облагает непосильными налогами, дерет с него последнюю шкуру, вообще духовенству не дает никакого житья. Советская власть все духовенство поставила вне закона. Советская власть духовенство и вообще верующих сажает невинно в тюрьмы и ссылает на Север, заставляет без вины переносить страдания, голод и холод. Советская власть нам совершенно ничего не дала, кроме слез и страданий. Имея такие взгляды, я не мог сочувственно относиться к советской власти и спокойно, молча все переносить. Я вышеперечисленные свои взгляды высказывал среди верующих, что теперь не стало никакого житья, кругом на верующих идет гонение, отбирают последний кусок хлеба... советская власть стала грабить живого и мертвого. Я также говорил во время церковной службы антисоветские проповеди, что советская власть - есть власть антихриста, которая послана Богом за тяжкие наши грехи, и что скоро настанет время, когда сойдет Христос на землю и погонит всех этих антихристов и дьявольскую силу. Я и сейчас остался таких же убеждений, что, долго ли, коротко ли, но власть антихриста должна будет заменена другой, Божьей властью, или же советская власть должна будет переменить свою политику в отношении Церкви, то есть прекратить гонения. Я знаю, что епископ Макарий и мой сын... оказывали материальную помощь семьям невинно пострадавших от советской власти. Я, как благочинный, собирал деньги от приходов и посылал в Ташкент высланному невинно митрополиту Арсению, и вообще мы материально помогали сосланному духовенству... В личных своих беседах и проповедях проводил антисоветскую агитацию, так как с существованием советской власти примириться не могу».

19 мая 1933 года Тройка ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к лишению права проживания в двух столичных городах, их областях и в пограничной полосе. И он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Жена и дочь остались жить в Новгороде. Во время служения в Угличе священник был награжден очередной наградой - палицей. Прихожане писали ему по поводу этого награждения: «Мы, прихожане святого храма сего, поздравляем Вас с высокой Патриаршей наградой - дарованной вам палицей. Палица - это духовный жезл в Ваших руках, охраняющий паству Вашими молитвами и заботами от всякого житейского соблазна.».

13 ноября 1933 года супруга отца Михаила направила в Новгородское ОГПУ заявление, в котором, в частности, писала: «Так как нам, болезненным старикам, было бы весьма горестно умереть вдали друг от друга, то я покорнейше прошу Новгородское ОГПУ предоставить мужу моему право возвращения на жительство в Новгород...».

Эта просьба супруги священника не была удовлетворена, и протоиерей Михаил оставлен был в Угличе и продолжал служить в Вознесенском храме. Здесь он встретил очередную волну гонений на Церковь.

Отец Михаил был арестован 28 октября 1937 года и в тот же день допрошен.

-           Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-монархической группы. Признаете ли вы себя в этом виновным? - спросил его следователь.

-           Я участником группы не состоял и виновным себя в этом не признаю.

-           Следствие располагает достаточно подтвержденными материалами о вашем участии в контрреволюционной церковно-мо- нархической группе по проведению контрреволюционной террористической деятельности. Предлагаем дать следствию правдивые показания по существу.

-           Это я отрицаю и заявляю, что никогда к контрреволюционной церковно-монархической группе не принадлежал и контрреволюционной террористической агитации не вел.

В тот же день следствие было закончено, и 30 октября следователь составил обвинительное заключение, в котором написал, что, хотя священник «виновным себя не признал, но материалами следствия полностью изобличается в контрреволюционной деятельности».

После составления обвинительного заключения протоиерей Михаил был отправлен ожидать приговор в ярославскую тюрьму.

5 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения, но по старости и немощности он был оставлен в исправительно-трудовой колонии в Ярославле. Протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 года в ярославской исправительно-трудовой колонии и был погребен в безвестной могиле.


Канонизация:

Протоиерей Михаил Борисов определением Священного Синода от 17 июля 2001 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских по представлению Ярославской епархии.

Тропарь, глас 3:

Церкве Русския столпе непоколебимый, / благочестия правило, / жития евангельскаго образе, / священномучениче Михаиле, / Христа ради пострадавый даже до крове, / Егоже моли усердно, / яко Начальника и Совершителя спасения, / Русь Святую утвердити в Православии / до скончания века.

Кондак, глас 2:

Восхвалим, вернии, / изряднаго во священницех / и славнаго в мученицех Михаиле, / Православия поборника и благочестия ревнителя, / земли Русския красное прозябение, / иже страданием Небесе достиже / и тамо тепле молит Христа Бога / спастися душам нашим.


Источники:

•          Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май. - Тверь, 2007

•          Священномученик Михаил Борисов. Кафедра Новгородских святителей. Жития, сведения и биографические очерки / под ред. митрополита Новгородского и Старорусского Льва; сост. Г. С. Соболева.

•          Борисов Михаил Константинович - Электронная база данных: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. ПСТГУ pstbi.ccas.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15