В день 30-летия рождения святого в жизнь вечную грузинский актер и миссионер Давид Гиоргобиани рассказал о том, каким он знал любимого и почитаемого и в Грузии, и в России святого.
Я часто думаю: «Как это быть знакомым со святым человеком? Общаться с ним, внимать его советам? Да, все мы призваны к святости, но многие ли ее смогут достичь?» Грузинскому актеру и миссионеру Давиду Гиоргобиани выпало великое счастье быть лично знакомым с преподобным Гавриилом (Ургебадзе). В день 30-летия рождения святого в жизнь вечную мы попросили Давида рассказать о том, каким он знал любимого и почитаемого и в Грузии, и в России святого.
Меня часто спрашивают, как я познакомился с преподобным Гавриилом. Особенно часто спрашивают, когда я прилетаю в Россию. Наша встреча произошла, когда я ушел из художественного кино, еще раньше ушел из театра и начал искать пути ко Господу. И в скором времени встретился с ним – впервые увидел старца в кафедральном соборе. Он тогда удивительно предстал своим юродством. Начал кричать: «Антихристы!» Потом я ездил к нему во Мцхету, где он жил: там, в башне монастыря Самтавро, духовно окормлял многих монахинь. Это такой живой, радостный период был для нас в жизни, когда мы просто день и ночь радовались, думали только о Христе, о преподобном Гаврииле, потому что он всех нас приводил через это к Творцу. Он всегда смирял себя, и когда кто-нибудь его возвышал, он сразу начинал юродствовать. И хотя мы были молодыми, понимали уже, что такой (!) человек среди нас. Он единственный такой, который любит всех и вся, прежде всего Господа, и нас, грешных. И даже если не понимали иногда, как он действовал, мы уже понимали то, что такого человека второго на свете нет, и просто его любили. Мы все время ходили к нему и радовались присутствию этого великого современного святого.
Мы все время ходили к нему и радовались присутствию этого великого современного святого
Преподобный Гавриил Ургебадзе выбрал путь юродства, поэтому он был скрыт от взоров многих священников. Приведу один пример. Когда шел расширенный Церковный Собор в Грузии (в тот период несколько монастырей объявили Патриарху, что, если Грузинская Православная Церковь не выйдет из состава Всемирного Совета Церквей, они будут прекращать отношения и не будут поминать на Литургии Патриарха), на нем присутствовало все грузинское священноначалие: Патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, монахи, белое священство. И, как ни странно, преподобного Гавриила даже не пригласили на этот Собор. Можете себе представить? Они посчитали, что ему нет места на таком Соборе. Это оскорбительно, печально и вообще вызывает удивление. Но он был великим отцом, и он все равно молился, конечно, и по его молитвам протоиерей Арчил Миндиашвили очень пламенно защищал православие и указывал на надобность того, чтобы Церковь осталась в чистоте и не было расколов. В конце концов, уже по благословению Патриарха, было принято решение о выходе из экуменического состава Всемирных Церквей.
Преподобный Гавриил служил при пяти разных патриархах. Они по-разному к нему относились. Кто-то очень любил и уважал. А один из них даже просил, чтобы преподобный разрушил тот храм, который он построил во времена гонений во дворе своего дома. И преподобный проявил смиренномудрие, начал рушить переднюю стену. Патриарх был удовлетворен и пришел на второй день, чтобы посмотреть, разрушен ли весь храм. И преподобный Гавриил, когда в тот день Патриарх ушел, перекрестился и сказал, что настали хорошие времена, и сразу построил эту разрушенную стену. Патриарх очень рассердился, но преподобный Гавриил сказал ему: «Дай мне пример. Сначала разрушь тот святой уголок, который ты имеешь в Патриархии, а потом я буду думать, как разрушить стену». Он очень твердо ответил ему, и Патриарх ушел.
Когда начались гонения на святого, из Москвы пришел приговор: без суда и следствия расстрелять, потому что преподобный Гавриил сжег на первомайской демонстрации 15-метровый портрет Ленина на здании правительства Грузии. Его били, переломали кости, в тюрьму посадили, на допросы водили, мучили, потом целый год мучили в дурдоме. И в конце концов появилась справка с номером три шестерки, которая гласила, что он ненормальный, потому что как будто видит Христа, все время о Боге говорит. И таким образом справка спасла святому Гавриилу жизнь, не могли его расстрелять, но отлучили от Церкви, от Причастия, от священства.
Он великий человек. Преподобный Гавриил собирал деньги и все отдавал потом бедным, ко всем имел исключительную любовь. Он говорил: «Когда кто-то приходит ко мне, я уже вижу его прошлое и будущее». Естественно, он действовал с великой осторожностью, любовью и мудростью, чтобы показать человеку то, что на горе Фавор Господь показал ученикам. Они преображались, бывшие грешники становились верующими, светлыми людьми. Это было главной целью.
Преподобный все делал очень смиренно. Допустим, приводили какого-то страшного, грешного человека, обещая, что тот ему поможет. А преподобный начинал с ним говорить, как будто о своих грехах. А оказывается, он перечислял все грехи, что совершал пришедший к нему человек. Тот изумлялся: мол, куда его привели? Вроде бы хотели помочь, спасти, а привели к еще большему грешнику. Но когда человек уходил, наступало озарение, и он начинал плакать, понимая, что преподобный перечислил все грехи, которые совершал этот человек. Святой Гавриил находил разные способы помочь, потому что был великим, неординарным человеком, который обладал знанием и огромной любовью. Он говорил, что в жизни не встречал плохого человека, хотя сколько горя приносили ему люди вокруг.
Старец Гавриил был обожествленным человеком уже в жизни, и люди ощущали, что он любит всех. И ребята, которые ходили к нему, спорили, кого он больше любит. И каждый утверждал, что его. Это так и было, потому что он всех любил. Одной женщине, когда она сказала, что любит его, преподобный сказал: «Это легко меня любить, а вот сложно так, как меня любишь, любить других людей». В этом-то тайна кроется, что человека, который в Господе находится, в котором благодать уже почивает и из него исходит эта благодать, ты не можешь не любить, потому что это легко. А вот других людей, которые нас обижают или свысока смотрят на нас, мы не можем так любить. Тем более врагов – как мы можем любить? А в Господе Иисусе Христе возможно совершить всё это. Постепенно, трудясь, учась, можно научиться любви. И сохранив эту любовь до конца, спастись. Любовь есть Христос, Бог есть любовь, если приобретать будем сначала Его благодать, Его энергию через таинства, добрый взгляд, через участие в церковной жизни и жизни нашего православного народа, спасемся. Преподобный Гавриил стал маяком для всех нас, дал пример великого подвига любви ко Христу и любви к ближнему и к своим врагам.
И когда мы, молодые люди, в свое время искали истину или ответ на вопрос, почему наши народы не так живут, как надо, он показывал своим делом, своим взглядом, своими наставлениями, своими исцелениями и преображениями, что такое любовь и как надо любить. Мы всё это видели.
Я ходил к нему годами и любил просто невозможно. Без него мы не могли представить наше существование на земле. 2 ноября 2025 года – 30-летие со дня его кончины. Когда я бываю в России, почти в каждом храме, куда я захожу, встречается икона преподобного Гавриила. Как в грузинских храмах почти везде можно встретить икону преподобного Серафима Саровского, его очень любят грузины, так и преподобный Гавриил начал овладевать сердцами русских людей, впрочем, не только русских, а всех спасаемых людей, которые ищут Царствие Небесное. Помните, Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).
Я также запомнил, как преподобный Гавриил учил, чтобы мы не осуждали никого, особенно священноначалие. А потом он объяснил, что осуждение – это нехватка любви, что мы пострадаем в таком же огне, что и грешник, которого мы осуждаем. Если даже мы правы в словах, но действие наше неправильно. И когда ему приносили письма с просьбой кого-то обличить, он говорил: «А где же там любовь?»
Я помню, мы с братом были у него в келии, и в течение шести часов он наставлял нас. Иногда останавливался и говорил моему брату, что нужно быть с твердостью, а мне говорил – с мудростью. Эти слова реально помогают и брату Вахтангу, и мне в жизни. Брат мне говорит, что, когда очень сложно в жизни и ничего уже не помогает, он вспоминает эти слова, что должен жить с твердостью и очень твердо защищает такую линию жизни, чтобы не преткнуться о камень соблазна или чего-нибудь. И я тоже вижу, что сейчас мир устроен так, что если мудро не поступать, то погибнешь. «Начало мудрости – страх Господень» (Притч. 1: 7). Надо, чтобы мы всегда молили Господа, чтобы всегда у нас был этот страх, и через него уже любовь, потому что без страха Господня до любви не дойдешь. И с этой любовью жить, и с этой мудростью, чтобы искать, в первую очередь, Царствие Небесное на земле. И остальное всё уже приложится.
Подготовила Наталья Рязанцева














