Сегодня, 5 сентября, Православная Церковь совершает отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы!
Отдание праздника Успения Божией Матери, как и сам праздник, особенно почитается в Троице-Сергиевой лавре. Центральный собор монастыря посвящен Успению Божией Матери. В лавре с большим благоговением относятся к святыням Богородицы, доступным для всеобщего поклонения. Это часть ризы Богородицы, хранящаяся в Серапионовой палате, и часть камня от Гроба Богородицы, переданная из лавры в Черниговско-Гефсиманский скит.
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. Событие Успения Матери Божией не является поводом для скорби и слез. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».
Успение Божией Матери утверждает нас в блаженном уповании жизни вечной. Не только душой, но и Своей плотью Богоматерь вознесена на Небо, к Сыну Своему и Богу нашему. И с тех пор мы обрели вечную Ходатаицу перед Сыном Ее, Который благодатью Божией через таинства Святой Церкви возрождает нас для жизни вечной, где не будет ни печали, ни воздыхания, но вечная радость в Нем и с Ним.
Наша вера учит нас, что будет Второе Пришествие Христа Спасителя и последняя встреча каждого человека с Богом, встреча, при которой каждый получит уже окончательное определение. Тот, кто хотя бы в момент смерти обратился к Богу, будет принят Господом. Многим помогут молитвы Святой Церкви, которые она совершает за усопших. А усопшие, как вечно живущие у Бога, получают от Него благодать молиться за живых. Такова радость нашей веры и нашего молитвенного общения. Такова радость, укрепляющая нашу веру в бессмертие и заставляющая нас заботиться на земле о своем спасении.
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры