37
Чертоги любви и богословия святителя Василия

14 января Русская Православная Церковь чтит память святителя Василия Великого. О жизненном пути и напутствиях вселенского учителя, основоположника христианской благотворительности, которого посетил сам Господь.

 В тропаре святому поется о нем: «Человеческия обычаи украсил еси». Его глубокая ученость, красноречивое ораторское умение, любовь к монашеству и обширная благотворительная деятельность снискали ему еще при жизни звание «Великого». Рассмотрим подробнее его подвиг и то, чему он учил.

Будущий святитель родился в 329 году н. э. в Кесарии Каппадокийской в христианской семье и получил разностороннее благочестивое воспитание. Об этой местности и необыкновенной семье епископ Афанасий (Евтич) на встрече со студентами в Сретенском монастыре однажды сказал так: «Каппадокия. Место, где родились отцы наши Василий Великий и брат его Григорий Нисский, да друг его самый лучший Григорий Богослов… В семье было десять детей, один умер в раннем возрасте. Старшей была святая Макрина. Очень интересная эта семья. Святая Макрина была подвижница и лучше святителя Василия знала Священное Писание».

В юности Василий проявил большое усердие к наукам и ораторскому искусству и уже в Афинах подружился с будущим святителем Григорием Богословом. Святитель Димитрий Ростовский писал об этом следующее: «Василий и Григорий, будучи похожи друг на друга по своему благонравию, кротости и целомудрию, так любили друг друга, как будто у них была одна душа, – и эту взаимную любовь они сохранили впоследствии навсегда. Василий настолько увлечен был науками, что часто даже забывал, сидя за книгами, о необходимости принимать пищу. Он изучил грамматику, риторику, астрономию, философию, физику, медицину и естественные науки. Но все эти светские, земные науки не могли насытить его ум, искавший высшего, небесного озарения… Поэтому он решился отправиться в те страны, где жили христианские подвижники, и где бы он мог вполне ознакомиться с истинно христианскою наукою».

В юности Василий проявил большое усердие к наукам и ораторскому искусству и уже в Афинах подружился с будущим святителем Григорием Богословом

Молодой человек посетил Египет, Сирию, Палестину и Месопотамию, где в течение двух лет знакомился с монашеской жизнью аскетов. Восхитившись их подвигом, он вернулся в Кесарию, где был поставлен во пресвитера и руководителя иноков этой местности. На время будущий святой удалился в Ионийскую пустыню, где жили по-монашески его сестра и мать (впоследствии причисленные к лику святых). Там Василий наложил на себя строгие аскетические подвиги, подражая монахам Востока. Но ему пришлось вернуться обратно и взяться за плуг на ниве Христовой поля Кесарийского. Он принимает архиерейский сан и вступает на поприще борьбы с распространенным в той местности арианством. Одновременно всеми возможными ему способами он претворяет христианскую любовь к ближним в жизнь, по слову Христову: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Протопресвитер Михаил Помазанский, преподаватель догматики и знаток истории Церкви, в одном из очерков писал: «Святитель Василий, будучи еще пресвитером в городе Кесарии, стал знаменит не только как проповедник и защитник православия от ересей, но и тем, что он развил широкое попечение о бедных и больных. По свидетельству святителя Григория Богослова, Василий Великий создал при Кесарии своего рода новый город – чертоги милосердия, хранилище благочестия. Городок милосердия святого Василия состоял из ряда благотворительных отделов. Сюда входили: раздача помощи бедным; детские приюты; убежище для престарелых; странноприимные дома; больницы». Все благотворительные заведения святитель Василий устраивал на свои средства, являясь по праву основоположником христианской благотворительности. На этот счет святой учил: «Кто имеет у себя больше, нежели сколько потребно на нужды житейские, тот обязан все это употреблять на благотворения по заповеди Господа, который и даровал нам все, что имеем»[1].

Имя святителя Василия связано и с многочисленными богословскими трудами. Широко известны его работы по эгзегезе – толкования на Шестоднев, Псалмы и Книгу пророка Исаии.

Все благотворительные заведения святитель Василий устраивал на свои средства, являясь по праву основоположником христианской благотворительности

Отдельно отстоят в его словесном наследии проповеди, произнесенные им с кафедры, похвальные речи, беседы, богословско-догматические труды и аскетический корпус сочинений (позже названный «Большой Аскетикон»). Будучи строгим монахом и основателем нескольких монастырей, большое внимание святитель уделял внутренней жизни человека, покаянию, борьбе со страстями, молитве, вере и воздержанию. В частности, он учил: «В покаянии – спасение». Об основопологающей для христианской жизни добродетели смирения он говорил: «Познание богочестия – познание смирения и кротости. Смирение – подражание Христу».

Святитель написал иноческие правила общежития, где отдавал предпочтение более киновиальной жизни, нежели отшельнической. По его мнению, такая форма монашества помогает человеку реализовать христианскую любовь на деле, по слову апостола: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 3). Он говорил: «Знаешь, какое добро должен ты сделать ближнему? То же, какого сам себе желаешь от другого». Святой Василий жил по завету Спасителя: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12).

Для монашествующих он особенно подчеркивал важность послушания, поста, молитвы и труда. Об общей для всех христиан добродетели поста он учил: «Пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел... Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Не ешь ты мяса, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид».

Праведник также предостерегал: «Подвижник благочестия пусть имеет в виду одно: не вкрался ли как-нибудь в душу, по нерадению, порок, не ослабели ли трезвение и напряженное стремление ума к Богу, не затмились ли как-нибудь святыня Духа и производимое ею в душе просвещение».

О служении перед Престолом Божиим архиепископа Кесарийского святитель Димитрий Ростовский повествовал так: «Блаженный Василий просил у Бога просветить его разум для того, чтобы он мог совершать приношение Бескровной Жертвы Богу собственными своими словами, и чтобы ему для сего была ниспослана благодать Святого Духа. Чрез шесть дней в седьмой, когда Василий, стоя пред престолом в храме, начал совершать предложение хлеба и чаши, ему в видении явился Сам Господь с апостолами и сказал:

– По просьбе твоей уста твои пусть наполнятся хвалою, чтобы ты мог совершать Бескровное служение, произнося свои молитвословия.

После сего Василий начал говорить и записывать такие слова: «Да исполнятся уста мои хвалением, да воспою славу Твою», «Господи Боже наш, создавай нас и введи в жизнь сию» и другие молитвы святой литургии».

Святитель Василий учил: «В покаянии – спасение»

В лекции о каппадокийских отцах в Сретенском монастыре епископ Афанасий (Евтич) сказал: «От Василия осталась литургия, и там видно, что молитвы составлены по вдохновению Святого Духа».

Действительно, в богослужебной жизни Церкви десять раз в году святая литургия совершается по чинопоследованию, которое составил святитель Василий. Служат ее в важнейшие дни церковного года в период с преддверия Рождества Христова до Пасхи. Анафора Василия Великого вошла в богослужебный обиход всех Восточных Церквей. Особое место в ней отдается благодарению Богу, воспоминанию Божиих благодеяний и Его милосердия по отношению к человеку и сугубому ходатайству за верующих.

О благодарении в повседневной жизни святой Василий говорил: «Не то бывает, чего хотим; а что Господь дает, то и должны принимать с благодарением», сподвигая верующих оставаться благодарными во всех обстоятельствах жизни. Как истинный монах и слуга Божий, он учил других умалять себя, отдавая хвалу Богу: «Полагаешь ли, что тобою сделано нечто доброе? Благодари Бога, не превозносись пред ближним». О христианской надежде святитель писал: «Святой Бог силен избавить нас от затруднений и даровать некоторое отдохновение после долговременных трудов. Потому желаю, чтобы и вы имели то же утешение и, увеселяя себя надеждой утешения, с терпением переносили болезненное чувство настоящих скорбей».

После многотрудной, не лишенной скорбей жизни великий учитель Церкви почил о Господе в возрасте 49 лет. О последних его минутах святитель Димитрий Ростовский написал: «Дав всем последнее целование и прощение, он стал благодарить Бога за все Его неизреченные благодеяния и, когда еще слово благодарения было на устах его, предал душу свою в руки Божьи и как архиерей присоединился к почившим архиереям, а как великий словесный гром – к проповедникам». Его честная глава хранится по сей день на Афоне.

Краткое знакомство с жизнью великого святителя закончим мыслью епископа Афанасия (Евтича). Рассказывая сретенским студентам о каппадокийских отцах, он сказал: «Это были глубоко литургичные отцы, церковные организаторы, устроители монашества, проповедники, толкователи Священного Писания, великие богословы и иерархи... В центре у них – Всесвятая Троица, в центре – Христос, в центре – Дух Святой, в центре – Церковь, христианская жизнь и литургия. И при всем том эти борцы за православие были в личном отношении люди смиренные, глубоко церковные, готовые прощать, любить врагов и бороться за чистоту веры. В общем, дай Бог нам немножко-немножко следовать за отцами».

Святителю отче Василие, моли Бога о нас!

[1] Все цитаты святителя приводятся здесь по книге «Симфония по творениям святителя Василия Великого». – М. : ДАРЪ, 2008.

monastery.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15