133

Домашнее обучение как осознанный выбор родителей. Вредно ли это для ребенка, или все-таки есть польза?

Идея домашнего обучения в последнее время в России весьма популярна. Огромное количество материалов можно найти в интернете: от планов уроков до тестов, которые могут оценить уровень знаний, плюс наработки лучших педагогов. А два года, когда по известным причинам школьники занимались дистанционно, доказали, что и не ходя в школу можно получать знания. Сегодня рассмотрим плюсы и минусы домашнего обучения, дав слово людям, которые точно знают, что это такое. Принципиальное замечание: это не две диаметрально разные позиции (матушки, которая обучала дома старшую дочь, и педагога с многолетним стажем), это опыт каждого участника беседы. И второе: мы не рассматриваем домашнее обучение, связанное с состоянием здоровья детей. Речь идет об осознанном выборе родителей. 

Мария Твердова, матушка:

«Давай попробуем»

Инициатива попробовать домашнее обучение была моя, но решение мы приняли вместе с супругом, отцом Алексием. К нему мы шли постепенно. Когда нашей дочке Вере исполнилось 6 лет, мы стали задумываться, в какую школу ей идти. Ближайшая к нашему дому, к сожалению, на тот момент доверия не вызывала. Было немного страшно отдавать туда такого домашнего ребенка, который не ходил в садик.

Мы всегда фильтровали информацию, поступающую к детям. Вариант с православной гимназией не подошел. У нас еще двое младших детей, и на тот момент младшему еще не было годика. Я понимала, что одна не справлюсь, а батюшка очень занят в храме. Я слышала, что есть родители, которые учат детей сами. В социальных сетях мне стали попадаться такие мамы. И я подумала, что можно попробовать, тем более что в первом классе не такая сложная программа.

В соцсетях мне стали попадаться мамы, которые учат детей сами, и я подумала, что можно попробовать

Мы это обсудили, и батюшка сказал: «Давай попробуем», тем более что дочка ходила в музыкальную школу и на хореографию. У нас были дополнительные занятия, и я примерно знала, как их организовать, учитывая, что со мной остаются еще и младшие дети. В департамент образования мы подали заявление, что нами выбрана семейная форма обучения для ребенка. Нас никто не отговаривал. Думаю, что так спокойно отреагировали, потому что мы в школе не были ни разу и не записывались изначально. Насколько я знаю, такие вопросы возникают, когда ребенок уже учился в школе какое-то время, а потом решил уйти на домашнее обучение.

Я выбрала возможность проходить аттестацию онлайн. В конце года ребенок сдает тесты по основным предметам и получает справку с печатью, а документооборот ведется в школе. В течение года можно пользоваться их методическими материалами и сдавать пробные тесты.

Сама себе завуч

Я сама выбрала учебники, по которым мы учились, скачала их на планшет, сама купила рабочие тетради. В начале сентября мы приступили к занятиям. Они занимали в общей сложности полтора часа без перемен. Я изучила мнения экспертов о системе обучения, которую организовала британская учительница Шарлотта Мейсон. Она считает, что не обязательно устраивать перемены, можно просто менять род деятельности. Урок не обязательно должен длиться 45 минут или полчаса. У нас каждый урок занимал минут 15. До завтрака у нас всегда было письмо. Что интересно, поначалу мы учились писать на рассыпанном на подносе пшене. Дочка выводила буквы пальчиком, а потом записывала в тетрадку.

Урок не обязательно должен длиться 45 минут, у нас он занимал 15

Потом у нас был совместный завтрак с младшими детьми, после этого мы приходили в большую комнату и продолжали заниматься. Учебные занятия чередовались с музыкальными уроками, когда мы садились заниматься за пианино. Потом по очереди занимались математикой, окружающим миром. В нашем расписании было еще чтение Библии почти каждый день, и раз в неделю мы изучали картину художника, слушали и обсуждали какое-то музыкальное произведение. Именно благодаря разнообразию тем, наше домашнее обучение было таким интересным. И мы чаще могли посещать храм, в том числе по будням.

Я составила план, сколько недель в году мы занимаемся, сколько тем в неделю проходим в учебнике и так далее. В итоге мы успели все пройти к апрелю, если ориентироваться на учебник. И по ребенку было видно, что мы это освоили, заполнили все рабочие тетради. Получилось, что мы шли немного с опережением графика. Я поняла, что небольшими уроками можно достаточно быстро проходить материал. Средний мальчик у меня тоже занимался, пробовал обводить прописи, рядом рисовал или играл с младшим. У нас был уговор, что они должны играть тихо, чтобы не мешать.

Как мама, я не могу сказать, что это было просто. Но я делала перерывы, или какие-то уроки мы могли делать после пяти вечера перед прогулкой. Иногда были дни, когда всё проходило очень спокойно, но были, конечно, и накладки. Кстати, средний ребенок активно слушал, что я читала старшей. Все дополнительные книги я читала им обоим. А когда они что-то делали сами, я могла почитать книгу младшему. Старалась таким образом совмещать занятия. В итоге после первого класса мы получили зачет по всем предметам.

Из дома – в школу

Мы изначально и договаривались с супругом, что будем на домашнем обучении первый, возможно, второй класс, а потом придется пойти в школу. Когда Вере было примерно 6,5 лет, то при любом упоминании о школе она говорила, что боится, хотя ее никто против школы не настраивал. Мы ходили на занятия в музыкальную школу, которая находится на одной территории с общеобразовательной. Мы часто наблюдали, что дети гуляют там с учительницей. И однажды в разговоре я спросила, хочет ли она попробовать, не боится ли больше? И она ответила: «Нет, не боюсь». Она на удивление спокойно восприняла переход на школьное образование, скорее даже с интересом. Может быть, слышала наши с супругом разговоры.

2.jpg

Правда, первые несколько дней я замечала, что ей тяжело физически, хотя сама она не говорила об этом. Но потом Вера втянулась. Может быть, сказалось то, что в музыкальной школе у нее уже были уроки по 45 минут с переменой.

Я все равно понимала, что придется сделать этот шаг и пойти в школу, и чем позже это произойдет, тем сложнее ей будет влиться. После первого класса это оказалось не так трудно.

Плюсы и минусы домашнего обучения

Из плюсов, наверное, то, что мы многое успевали делать, помимо обучения, было много свободного времени. Сейчас же нужно отвезти дочку в школу к 8 часам, школа у нас не в пешей доступности. Примерно в 13.30 прийти домой, а если дополнительно музыка в этот день, то еще позже. Далее нужно выделить время на домашнее задание, в самом быстром темпе мы делаем его час. Когда мы учились дома, занятия занимали у нас часа два. Мы могли позволить себе спокойно поехать в сентябре в отпуск, когда освобождался батюшка. Я знала, что где-то можно ускориться, а где-то замедлиться.

Когда мы учились дома, занятия занимали часа два, мы могли позволить себе спокойно поехать в сентябре в отпуск
Когда были святки и мы заболели, то устроили себе каникулы не две недели, а больше. Но потом всё спокойно наверстали и даже шли с опережением. Когда у батюшки был выходной среди недели, мы спокойно могли поехать в гости или погулять. Когда я знала, что мы поедем куда-то, я накануне давала больше заданий, и на следующий день мы могли пропустить занятия. И не нужно было никому отчитываться и ни у кого отпрашиваться. Я очень ответственный человек и не могу просто так пропустить занятия.

Еще мы спокойно успевали в музыкальную школу и могли еще что-то подключить из дополнительных занятий. Я сама видела, как ребенок осваивает материал. Например, программу первого класса по математике она освоила легко, и мы даже заглядывали в учебник второго класса. А вот письмо шло медленнее, и мы не торопились. Математикой занимались 10 минут, а письмом – 20 минут. Или в школе задали выучить стихотворение, и все дети рассказывают его весь урок. А мы могли выучить, прочесть и идти дальше. К тому же я могла подобрать учебники не только по школьной программе.

С одной стороны, мне было, конечно, тяжеловато. Но меня все это очень радовало. Я не могла сказать, что не справилась. Нет, я даже думала, что и дальше смогу это организовывать. Сейчас у нас подрастает средний сын, ему шесть, и в следующем году он, по идее, уже должен будет встретиться со школой. Но мы с супругом полагаем, что по нашему опыту первый класс можно спокойно пройти дома. Сейчас он ходит на борьбу. И мы планируем, что также пойдет на подготовку в музыкальную школу. Так мы начнем, а потом добавим школу. Пока мы планируем иметь в своей семье такую возможность.

С тремя детками мне и сейчас бывает непросто, хоть они уже и подросли, и старшая ходит в школу. Мне одной нужно всех собирать, отвозить и привозить. Если все здоровы, то проблем нет, а если кто-то болеет, то уже сложнее, но это просто технические сложности, которые меня немного утомляют.

В целом же домашнее обучение было мне комфортно. К сожалению, не все наши родные это понимали и поддерживали. Иногда мне хотелось получить поддержку, а не осуждение. Но постепенно в течение года все это улеглось, и даже те родственники, которые поначалу смотрели настороженно, начали расспрашивать, как мы это делаем, или наблюдали за занятиями. Дочка рассказывала, что мы читаем, пишем, показывала дневник наблюдения за природой, который мы вели, и каждую неделю мы что-то там рисовали и записывали. И вот тогда нам говорили: «Надо же, как интересно! Мы и не знали, что так можно».

Меня также расстраивали мнения о том, что мы чего-то лишаем ребенка, что он будет не социализированным. Люди часто путают домашнее обучение для тех, кто по причине здоровья не может ходить в школу, и семейное обучение, которое к этому не имеет никакого отношения. Просто люди более старшего поколения вообще об этом не слышали. А вообще, если поискать, есть много мам и даже матушек, которые продолжают такое семейное обучение. В следующем году будем пробовать еще один заход со средним сыном.

Игорь Тихоновский, ведущий специалист Миссионерского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отец пятерых детей:

Кто будет ответственным за «монтаж»

Мы живем в очень быстром времени, когда всё стремительно меняется. Это время цифрового обучения и цифровизации. Сейчас в полтора года дети уже умеют обращаться с планшетом и делать то, что умеет не каждый взрослый. В связи с этим возникает вопрос, как в это время нам учить детей? Что мы должны сделать для того, чтобы они учились? Как преподавать? Какие учебники необходимы? Мы не можем научить детей всему тому, что есть, да это и не нужно. Каждый день наука открывает что-то новое. Проблема в том, что если мы не можем всему обучить, то должны урезать программу, потому что рассказать обо всем мы не можем. Мы должны понимать, в каком возрасте что мы даем, как даем и что в каждом классе предлагаем. Кто из родителей возьмет на себя ответственность заниматься этим «монтажом»?

Безусловно, в интернете очень много всякой информации. Иной раз можно задать вопрос: «Зачем тогда вообще школа?» Вся информация есть в открытом доступе. Если ты создаешь себе план, идешь по нему и учишь ребенка сам, то в чем проблема? Но мы должны дать ребенку не только сумму знаний. Для нас важно, чтобы наш ребенок был личностью. Для этого нужно влияние других личностей, чтобы вырос Человек с большой буквы. Здесь есть серьезный момент.

Мы должны дать ребенку не только сумму знаний, важно, чтобы он был личностью

По словам А. С. Макаренко, педагогика – это процесс воздействия личности учителя на ученика. Наши дети нас воспринимают как маму и папу, как родителей. Они знают нас с самого рождения и не всегда воспринимают нас как тех людей, которые могут дать уникальный опыт жизни, какие-то ценные советы, которые будут полезны для становления их личности.

Авторитет педагога не равен авторитету родителя

Одно дело – авторитет родителей, а другое – авторитет педагога. Это не релевантные понятия, в том и проблема. Вы для них всегда будете мама и папа. Даже если родитель достойно объяснит все предметы, это будет неправильно в плане становления личности, ее понимания себя в обществе. Любому подростку нужно признание. Он его может получить от педагога. Родитель принимает ребенка таким, какой он есть. Он в любом случае для них молодец. Важна оценка своей личности взрослым педагогом, сверстниками, оценка себя в том коллективе и во взаимоотношении с педагогом. Для ребенка педагог – это не просто другой взрослый человек. Даже в подростковом возрасте, когда наступает полный нигилизм и все авторитеты рушатся, все равно для ребенка это важно. Это делается для самоутверждения, завоевания каких-то высот в обществе и коллективе. Если мы переходим на домашнее обучение, то этот довольно важный компонент исчезает.

Родитель принимает ребенка любым; важна оценка своей личности взрослым педагогом, сверстниками

Очень важно, чтобы учитель был личностью. В идеале важность школы в том, чтобы харизматическая личность учителя влияла на личность ребенка, и через это происходило становление его как человека.

«Сделать шаг в общество всё же придется»

Если родители довели ребенка до 6–7 класса на семейном обучении, а потом решили отдать в школу, это огромный стресс. Он привык к одному педагогу-родителю, к домашнему графику обучения, а теперь ему нужно завоевать авторитет в среде незнакомых подростков, которые уже сплотились за годы обучения в школе, а он только пришел. Это чревато травлей от одноклассников…

2.jpg

Я знаю детей и подростков, которые учатся дома. В обществе и в коллективах у них возникает много страхов. Они ходят на какие-то дополнительные занятия, но этого недостаточно для приобретения навыков контакта с ровесниками и со взрослыми. Как правило, они зажаты и чувствуют себя комфортно только в своей семье, а когда выходят за пределы семьи, то им становится сложно.

Когда я встречаю таких детей, то сразу отмечаю, что это домашний ребенок. Я считаю, что если кто-то из родителей готов идти на домашнее обучение, то он должен идти уже от начала и до конца. А если домашнее обучение бросают где-то посередине, то это неполезно ребенку, его развитию, становлению его личности.

Но дети на домашнем обучении не всю жизнь будут сидеть дома, а выйдут в общество, будут поступать в институт, устраиваться на работу. В любом случае, человек попадет в общество, в котором ему будет трудно себя идентифицировать. С этим обществом и с этими людьми ему будет трудно общаться, потому что у него было мало этого навыка. А что будет дальше? Буллинг?

Чем раньше ребенок выйдет в школу, тем лучше. Понятно, что родители боятся. Но если вы боитесь, лучше подберите хорошую школу, чем уходить совсем на домашнее обучение, может быть, частную или православную школу. Дети бывают разные, некоторые стрессоустойчивые, а некоторые – нет.

«В домашнем обучении я вижу некоторые сложности»

Возможно, наше общество еще не в полном объеме готово к домашнему обучению. Это новый формат, в советское время этого не было. Но в любое время человеку нужно жить в обществе и социализироваться. Человеку важно находиться в этом обществе. Важно научиться себя вести, реагировать на те или иные негативные реакции, научиться с этим жить, отвечать и воспитывать себя через это. Для неподготовленного человека это будет трудно.

Признаюсь честно, в домашнем обучении я вижу некоторые сложности. При этом не могу сказать, что я негативно к этому отношусь. Положительный эффект от домашнего обучения может быть в качестве исключения, если того требуют психофизические особенности ребенка и его неготовность в 7 лет идти в первый класс, чтобы первый год подготовить ребенка психологически к школе. Но, повторюсь, всё равно придется пройти этот путь в обществе. Не сегодня так завтра, не завтра так через год. Как бы мы ни хотели избавить наших детей от негатива в обществе, мата, агрессии, мы не можем их оберегать всю жизнь. Мы должны научить наших детей правильно, с позицией православия реагировать на негативные проявления в обществе. А если мы их будем скрывать, они не научатся отвечать и могут стать объектом травли. Не обязательно даже в школе, возможно и на работе, в коллективе. Они станут «лузерами», которые не научились защищать свою позицию в обществе. Я не говорю, что нужно делать какие-то нечестные вещи, но нужно уметь общаться с обществом, а не замыкаться и думать, что все вокруг плохие, а я один хороший.

2.jpg

В плане образования в нашей школе много проблем. Но я также и не думаю, что дома этих проблем станет намного меньше. Во-первых, не у всех родителей есть возможность сидеть дома. Нужно посвятить много лет этому вопросу. Это может повлиять и на супружеские отношения. Если мать полностью уйдет в ребенка, это плохо. Важно, чтобы семья была крепкой.

Есть ли плюсы для ребенка от уроков с родителями? Здесь все очень индивидуально. Зависит от того, готовы ли мама с папой спокойно разъяснять ребенку новые темы, делать классную работу, закреплять пройденный материал. И все это нужно делать между домашними делами и прочими житейскими заботами. Если родители готовы и им это в радость, то дай Бог.

Я видел, когда дети на домашнем обучении сами учатся через дистант и пытаются во всем разобраться сами. Если домашнее обучение становится стрессом для ребенка и для родителей, то лучшего этого не делать. Если ребенок получит негатив, придя в школу, то он придет домой утешаться. А если он негатив получает дома, то идти ему некуда. Дом – это абсолютное принятие ребенка любым, независимо от того, чего он достиг. Ребенок знает, что здесь всегда ему рады и всегда его ждут.

Записала Наталья Шатова

monastery.ru