126

Современные дети не любят учиться и не слушаются родителей. Таковы плоды нашего воспитания и тех образовательных экспериментов, которые проводились в нашей стране в 1990-х гг. Беседа с кандидатом педагогических наук игуменом Киприаном (Ященко).

– Отец Киприан, вы много лет занимаетесь педагогикой. Скажите, пожалуйста, почему, на ваш взгляд, сегодня дети теряют интерес к знаниям? Притом что возможностей для образования становится все больше, а информация – все доступнее?

– Здесь несколько причин. Само веяние времени таково, что у каждого из нас постоянно расширяется информационное пространство, теоретически мы действительно имеем доступ к фондам крупнейших библиотек, к тем источникам, которые раньше нам были недоступны. Но это всего лишь технические достижения, которые не могут заменить человека. В нашем российском образовании идут очень сложные процессы. Уходит старое поколение учителей-подвижников. Я тоже в свое время окончил педагогический институт. И я помню, сколько было замечательных преподавателей, которых мы слушали, открыв рот, ловили каждое слово. Они дали нам путевку в жизнь, сформировали круг наших познавательных интересов и во многом наше мировоззрение. Таких учителей, которые были нравственными творческими личностями, в современной школе, к сожалению, значительно поубавилось.

Нашу российскую образовательную систему в свое время потрясла идея, что школа должна только обучать, но не воспитывать, а воспитывать должны родители. Сегодня мы имеем отрыжку десятилетних экспериментов, когда обучение было сведено к чисто утилитарной передаче знаний.

Эта линия, нужно сказать, до сих пор продолжается. Мы видим печальные результаты внедрения ЕГЭ, когда все знания сводятся к тестовым проверкам.

Допустим, заложили некую систему знаний, однако человек не может быть сведен к такому сундуку, в который складывается любая информация.

Кого вы возьмете на работу – эрудированного специалиста, который много знает, или того, который стремится знать, у которого есть мотивация трудиться? Добросовестного труженика, который и для отечества, и для фирмы будет работать не покладая рук? Если у него каких-то знаний недостает, то он, конечно, их восполнит – через подражание лучшим, через курсы повышения квалификации.

Нас всех сегодня радует, что в законе об образовании выделена одна из главных задач современного образования – духовно-нравственное развитие личности.

Вторая причина нежелания детей учиться кроется в семье. К нам часто приходят мамы и жалуются: «Ребенок совсем не слушается, я ему говорю, что надо учиться, а он не учится». А можно ли послушание воспитать? В таких случаях я мамашам задаю вопрос: «А ты мужа своего слушаешься?» Они обычно удивляются: «Ну при чем здесь муж? Муж, он вообще в этом деле ничего не соображает, чего ж его слушаться?»

В этом-то все и дело. Ничего хорошего не получится: кто-то должен быть главным, а кто-то под него подстраиваться – даже если начальник не очень удачный и не всегда верное решение принимает.

– Как писал праведный Иоанн Кронштадтский о неудачных начальниках, «не презирай, не брани, но молись за него Господу».

– И поэтому на глазах ребенка разворачивается такая картина. Папа говорит что-то маме, а мама отвечает: «Я этого делать не буду, давай лучше сделаем так». Ребенок постоянно наблюдает действие непослушания и усваивает это. Меня спрашивают: «А что ж делать?» Отвечаю: «Давайте поиграем в театр, который называется «Послушание». Вы при ребенке не препирайтесь. Попробуйте хотя бы неделю так прожить, специально создавая обратные ситуации. Например, спросите у мужа: «Мы будем через полчаса или через 15 минут ужинать?» Когда он скажет? Пусть он проявит свою волю и ответит определенно. Далее спросите, этот ли шарф надеть или другой, тот галстук или этот. Пусть отец принимает решение. У него такая задача в жизни – он предстоятель перед Богом. И он отвечает в семье за все, даже в мелочах».

– Какова роль бабушек и дедушек в воспитании внуков?

– Бабушки и дедушки – вспомогающие. Они не должны играть главную роль. В первую очередь необходимо выстраивать надлежащие отношения между супругами. И ребенок интуитивно, подсознательно копирует эти отношения и потом воспроизводит в своей семье. Часто спрашивают, почему у нас много хороших невест и женихов, но мало счастливых семей? Потому что пока они женихаются, у них одна форма поведения, а когда создают свою семью, они воспроизводят на подсознательном уровне те отношения, которые видели у себя дома.

Пятая заповедь гласит: почитай отца и мать свою; тогда Бог обещает, что будешь долго и счастливо жить на земле. Это ведь духовный закон, заповедь с обетованием. Можно все иметь, а жить в несчастье или внезапно умереть, и медицина будет ни при чем. Нужно в первую очередь спросить: а было ли почитание родителей?

Я обычно предлагаю месяц-два поиграть в такую игру, как послушание: чтобы супруга спрашивала у мужа разрешение и обращалась за благословением.

– Но ведь тогда и муж должен быть послушным Богу?

– Считаю, что даже примера матери бывает достаточно. Ребенок по примеру матери сам подбежит и будет спрашивать разрешение.

Послушание – вопрос краеугольный, и райская педагогика на этом строилась. Один был только запрет: не вкушать с древа познания добра и зла. В чем состоял грех Евы? Если она захотела вкусить запретный плод, то должна была взять на это разрешение у мужа – он у нее начальник. Она этого разрешения не взяла. А он должен был спросить разрешение у Бога, поскольку общался с Ним непосредственно.

Дальше – продолжение райской педагогики: у вас ребенок согрешил, не послушался. Что мы можем сделать, как мы можем на него повлиять? Нам Бог подает пример, Он спрашивает: «Адам, где ты? Ты со Мной? Мы вместе с тобой? Мы с тобой договаривались?» А что делает Адам? Он прячется. Глупое действие – от Бога прятаться. Дальше Бог задает вопрос напрямую: «Адам, ты не ел с древа добра и зла?» Господь его всеми силами располагал к покаянию, чтобы он свой грех раскрыл и покаялся. Так же должны действовать и родители, их задача – помочь своему ребенку, если он не понимает, осознать, в чем пагубность его действий.

Как-то наш сотрудник привел сына студента, совершенно забросившего учебу в университете. Умный парень начал ходить по ночным клубам, вести распутный образ жизни. Мы с ним часа два проговорили, расписали все последствия его действий, его образа жизни. Он еще приходил несколько раз поговорить, потом в храм зашел, помолился. Со временем у него голова встала на место. Несмотря на то что друзья его тянули к развлечениям, он все-таки осознал, что это не может быть целью его жизни, осознал, что его дело сейчас – получать хорошее образование…

А однажды пришла девушка, студентка ВГИКа. Молодая красивая актриса, уже снималась в кино. «Батюшка, – говорит, – благословите покончить жизнь самоубийством». Я, честно говоря, порадовался, что разрешение просит. Значит, у человека есть послушание. И вот мы тоже с ней беседовали довольно долгое время. Закончилось тем, что приняли ее на работу на кинофестиваль «Лучезарный Ангел». Некоторое время она поработала, желание покончить жизнь самоубийством прошло – обрела другой смысл в этой жизни. Несчастная любовь, измены в этом возрасте очень часто толкают человека на крайние поступки.

Поэтому, возвращаясь к теме – почему дети не учатся, – причиной может быть смятение души, когда под влиянием каких-то кумиров падает авторитет и учителей и родителей. А молодой человек или девушка еще не сориентировались в принятой системе ценностей, и своего мировоззрения у них не сложилось. 

Часто бывает, что школьник учился нормально и вдруг начинает заниматься из рук вон плохо. Происходит «буря и натиск». Плоть восстает в это время.

– Что самое главное для родителей в этот момент?

– Самое главное, что должны сделать родители, – не оборвать ниточку, связывающую их с ребенком. Бывает, все висит на волоске, потому что в этом возрасте ребенок очень обидчив, пребывает в сильной гордыне и очень раним. Главная задача и потребность в подростковом возрасте – это желание быть взрослым, утвердить себя как взрослого. И наиболее распространенная ошибка родителей заключается в том, что они не могут перестроиться. Они по-прежнему видят в нем ребенка и относятся к нему как к ребенку. Все искусство воспитания в старших классах, в подростковом возрасте – в том, чтобы суметь перестроиться. Относиться к ученику по форме как к взрослому, понимая, что взрослым он долго быть не может. Тот юноша, который ко мне приходил, иногда так прямо и кричит своему отцу: «Папа, я так долго не могу быть взрослым! Я уже устал, можно я побалуюсь?» По сути, он, конечно, еще ребенок, но желание внутреннее быть взрослым очень сильное. Это его возрастная ведущая потребность.

Секрет педагогики заключается в том, что не надо никогда сразу требовать многого. Выберите что-нибудь одно, что ребенку по силам, и добейтесь, чтобы он это исполнил. А потом – другое, третье, четвертое. Потихонечку. 

Еще искусство воспитания заключается в том, чтобы уметь похвалить, чтобы ребенок порадовался. Не его самого хвалить, а то дело, которое он сделал, тот результат, который у него получился. Даже если он не совсем хорош, следует увидеть его доброе намерение и помочь ему сделать, чтобы результат был хорошим. Такое доброе расположение даже самого непослушного ребенка подтягивает. Дело в том, что у ребеночка – в каком бы он возрасте ни находился – есть врожденная потребность быть хорошим, быть любимым и быть счастливым. 

Эти фундаментальные потребности дают родителям компас: как говорить и что делать.

– Новое поколение все меньше читает, оно уходит от нас в виртуальный мир. «Клиповое сознание» оборачивается плохой успеваемостью, низкой грамотностью…

– Виртуальный мир, конечно, более разнообразен и очень привлекателен, он дает возможность общаться. Мне один старец на Афоне еще десять лет назад говорил, что мобильный телефон станет своего рода наркотиком, что человек окажется его рабом. Когда этот старец увидел меня на берегу острова Афон с мобильным телефоном, он сказал: «Выброси его в море, я тогда с тобой буду говорить». Я хотел было бросить, но потом подумал, что мне трудно будет восстановить всю информацию. Я ему предложил: «А можно, я его завтра выброшу?» Он говорит: «Ладно, выбрасывай завтра». Так все и случилось – по слову старца. Уезжая с Афона, я поставил телефон на подзарядку в келье и забыл про него. Уже у самолета спохватился, что телефона нет. Так он на подзарядке и остался.

Виртуальность ведь не совсем фантастична, поэтому можно попробовать предложить смоделировать конструктивную деятельность, созидательную, не разрушающую, не убивающую, не возбуждающую низменные инстинкты. Это может быть конструктивное, творческое общение, решение творческих задач.

– Некоторые люди, попав в сайт, забывают обо всем, в том числе о семье, о работе.

– Это реакция человека на одиночество. Помню, приезжаю как-то к протоиерею Валериану Кречетову в пять часов вечера, а он все еще исповедует. Я спрашиваю: «Батюшка, чего вы так подолгу исповедуете?» А он: «Вы знаете, этим людям пойти не к кому. Они в этом мире больше никому не нужны. Нет ни одного родственника, который бы взял и просто их выслушал. Это не значит, что я какие-то ценные советы даю, я их просто выслушиваю».

Многие люди идут в храм, потому что могут там излить душу и быть спокойными – ведь мы дали обет не разглашать их тайны. Я не могу перебивать человека, если он у меня на исповеди, я должен, по крайней мере, сотворить милость – выслушать. Это уже в наше время огромная ценность.

Так же и здесь. Интернет обладает некоей анонимностью. На самом деле, квазианонимностью. Так же, как и мобильный телефон. На самом деле последний дает полную картину деятельности: где человек находится, что говорит. По ключевым словам можно понять все его темы.

Конечно, самый реальный – это мир духовный, который в Церкви. Когда человек приходит и искренне кается, переживает, располагается на добрую жизнь. А виртуальная действительность – как бы параллельный мир – может повредить, потому что его создатели сами по себе греховны и страстны и увлекают человека в страстные занятия играми, общениями.

И все-таки еще Святейший Патриарх Алексий II в свое время благословил пользоваться интернетом и различными средствами коммуникации. Не они сами по себе плохи, а плохи некоторые люди, которые либо ими пользуются, либо конструируют. У нас сейчас почти все храмы и монастыри, образовательные духовные учреждения имеют интернет-сайты. 

Я думаю, что методологически виртуальный мир должен моделировать различные жизненные ситуации, быть подобным игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте. Дети играют в больницу, магазин, школу, во встречу архиерея, в похороны, в венчание – во что угодно. В этих играх определяются их наклонности, интересы, потребности.

Мы как-то провели исследование в одной из тюрем для малолетних преступников. У ребят спросили: «Кто у вас главный герой, которому вы подражаете? С кого вы хотели бы делать жизнь?» И 96% ребят назвали героев из фильмов-боевиков. Душа-то детская впечатлительная. Он посмотрел – есть супермен, который убивает, грабит, насилует, все это – в романтичной упаковке, с ореолом привлекательности греха. У пошлости сейчас высокий рейтинг. И этот образ действий входит в него – он подражает тому, что видел.

Нас всех сейчас волнует будущее нашего подрастающего поколения. Какие они будут, таким будет и наше Отечество. Приснопамятный старец Кирилл (Павлов) говорил нам: «Если мы сейчас займемся молодежью, если мы сумеем передать им нашу нравственную традицию, наши отечественные ценности, то у нас будет совсем другой народ, совсем другая страна, совсем другое правительство». Церковь должна здесь участвовать как умный пастырь, который дает ненавязчивый совет. Следует помнить, что наше Отечество называется Святая Русь. Идеалом нашего народа и нашего образования всегда был идеал святости. Если за образец служения мы будем принимать жертвенные подвиги святых отцов и великих сынов России, многие тоже могут расположиться к праведной жизни. И святой жизнью живет не обязательно тот человек, который не грешит, а тот, который видит свой грех и кается. Но для того чтобы видеть, нужно иметь образцы, с которыми можно себя сравнивать. 

pokrov.pro

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15