162

Мы спросили у трех священников с разным темпераментом, что лично им помогает преодолевать этот порок?

«Стараюсь вести себя так, как будто я к этому человеку добр»

Протоиерей Дмитрий Пашков, клирик храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, преподаватель ПСТГУ:

– Я человек гневливый, поэтому у меня есть пара приемчиков, которые помогают мне, и возможно, помогут еще кому-то.

Прогневавшись с утра, я говорю себе: все, на сегодня «лимит раздражения» исчерпан, теперь до вечера я – нарочито белый и пушистый, сдержанный и деликатный. Таким образом, мне хотя бы удается разрежать периодичность приступов гнева во времени.

Есть второй способ преодоления гнева, евангельский. Господь говорит: «Благословляйте проклинающих вас» (Мф.5:44). При этом Он ничего не говорит о том, что сначала нужно почувствовать симпатию, или, что гнев, естественно возникающий в ответ на оскорбление, должен сначала полностью затихнуть. И потому, не придавая большого значения душевному состоянию (а там – буря!), мы «благословляем проклинающего», приводя в движение гладкую мускулатуру языка; гнев же стараемся удерживать внутри, внешне никак его не проявляя.

Оговорюсь: это не лицемерие! Все, что мы предпринимаем не ради собственной выгоды, а ради исполнения евангельских заповедей, доброкачественно.

А лицемерие – это отношение к людям своекорыстное, ради собственной выгоды. Добрый формализм «Евангелия ради» – не лицемерие, а подвиг, пусть и самый малый, самый незаметный окружающим. Это как с погодой: надо ехать на работу, переместиться из пункта А в пункт Б. Однако, за окном – ненастье,  придется взять зонт или поднять воротник, но это – не проблема, ведь добраться до цели – гораздо важнее. Гнев – это душевная непогода, не надо ей определять свои действия. Наша цель – исполнить заповедь.

Постепенно, со временем, форма может наполниться благодатным содержанием: в свое время придет и симпатия, и душевный мир. Но это все – Божий дар, не наше.

Важно понять, что гнев – часть нашей Богом созданной, но нами искаженной природы, и первая реакция на оскорбление совершенно естественно будет именно такой, по меньшей мере, для обычных слабеньких духовно людей. Ничего страшного! Господь призывает нас, пусть и через неохоту, с трудом, постараться не оскорбить человека и не ответить ему злом на зло. Тогда ненависть (чудесным образом?) может превратиться сначала в равнодушие (что уже чуть лучше, чем ненависть), а затем в терпение, и даже в какой-то интерес, симпатию, понимание.

Если же нам кажется, что мы гневаемся «справедливо» (прости, Господи!), можно сделать и следующий шаг: попросить у Бога для этого «оскорбителя» того, чего ему, на наш взгляд, не хватает. Например, нас прогневала чья-то ложь: «Господи, даруй ему простоту и честность». Если мы возмущены наглостью: «Господи, даруй ему такт и деликатность». Если кто-то рядом постоянно злится, – а так хочется разозлиться в ответ, – вместо этого: «Господи, даруй ему терпение и помоги стать добрым».

Гнев рождает осуждение и отчуждение, а молитва друг за… «врага» привлекает милость Божию. И тогда, по нашей смиренной просьбе Он Своей благодатью наши общие немощи исцелит, а скудости – восполнит.

«Вспоминаю, что меня-дурака Господь любит и терпит»

Коллаж Оксаны Романовой с использованием картины  Фердинанда Ходлера «Автопортрет»

Настоятель храма Великомученицы Варвары, Патриаршего подворья при Михаил Васильев:

– Приступы гнева у меня бывают часто. Можно сказать, это имманентная черта меня, 24 года пребывающего в священном сане. Я осознаю, что глубоко им поражен, и лечение займет, Бог весть какое по продолжительности время земной жизни, подозреваю, что всю оставшуюся.

Понятно, что лучшее средство от гнева – покаяние. Без этой ежедневной «стрижки газона» на пастырской должности с ее множеством треволнений я бы не удержался.

Помимо покаяния, выручает то, что ситуации, в которых я гневаюсь, повторяются. Замечаешь такой «повторяющийся ход», и в каких-то случаях уже удается «затормозить», сдержать гнев. А в каких-то случаях я и внутренне к этому гневу отношусь спокойно. То есть, гнев появился, из искры разгорелось пламя, но я уже знаю, что надолго его не хватит, понимаю, как происходит «искрообразование» и  что это – обыкновенное искушение. Например, работая в армии, я регулярно сталкивался с барышнями, которые предлагали мне изменить (не Родине, а жене). Это – достаточно мелкий бес, слабенькое искушение, потому что жена у меня замечательная.

А бывает посильнее – например, в непростых ситуациях с начальством. Здесь я заставляю себя молиться о них: во-первых, своих начальников я представляю уже усопшими, а потом представляю усопшим себя. И получается, вместе с ними мы не войдем в Царство Небесное, там не увидимся, а это неправильно. Поэтому я их стараюсь прощать, чтобы не помешать туда войти ни им, ни себе.

А еще, даже больше всего, помогает воспоминание милости Божией к тебе самому.

Я вспоминаю 10-12 ситуаций, когда мне на войне Господь сохранил жизнь в ситуациях, по-человечески  совершенно безнадежных. И когда я об этом думаю, сердце наполняется теплотой, и приходит мысль, как Господь меня, грешного попа, сохраняет, любит и терпит.

Вспоминаю свою женушку, талантливую и скромную, такое среди тетенек встречается редко. Детей, которых у меня шестеро и которые все верующие в Бога люди, совершенно искренне ходящие в храм. Очень помогает память о моем духовнике – отце Димитрии Смирнове, который 29 лет меня воспитывал. Он говорил: «А ты на себя посмотри. Думаешь, ты лучше? Вот и отойди и не связывайся! Тебя тоже Бог как-то терпит». Это очень помогает.

Что еще для меня бывает важно: «праведный гнев» от неправедного не отличается, потому что я сам неправеден.

Может, он и есть у праведников, но я-то – грешник. У нас уже есть один опыт «праведного гнева», когда «вскипел наш разум возмущенный», и теперь его последствия мы больше ста лет расхлебать не можем. Так что «кипеть» можно только в объятиях любимого человека. А от всех остальных форм «кипения» Господи нас сохрани.

Поступать по Евангелию помогает «Евангелие для алкоголиков»

Коллаж Оксаны Романовой с использованием картин Рембрандта «Портрет женщины в белом чепце» и М.Караваджо «Юдифь и Олоферн»

Игумен Иона (Займовский), руководитель  Центра оказания помощи зависимым от алкоголя и наркотиков «Метанойя» при Даниловом монастыре:

– Больше двадцати двух лет я работаю с химически зависимыми людьми. В программе 12 шагов есть 12 традиций, которые помогают человеку осознать причины своего поведения, жизненных сценариев, и измениться. На мой взгляд, эти правила соответствуют всем евангельским заповедям, поэтому я сам многое из них использую, в том числе, в работе с гневом, потому что они действительно помогают.

Например, 4 шаг: «Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения». Или шаг 8: «Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними». И не только преисполнились желанием, но и, как гласит шаг 9: «Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».

Верующим зависимым работа по шагам помогает готовиться к исповеди и очень серьезно и глубоко исповедоваться. Например, человек вскоре видит, что он взрывается, раздражается, орет не потому, что «все вокруг хотят его унизить», а потому что ему страшно увидеть себя в истинном свете, да еще принять себя такого.

Например, если я расстроен, рассержен, я стараюсь не фокусироваться на внешней причине, которая лишь подстегнет самооправдание, а спросить себя: это мне сейчас плохо – что со мной не так? И постараться ответить честно. Честным с собой быть непросто, поэтому в программе «12 шагов» предлагается обсудить свое состояние со спонсором, человеком опытным. Это согласуется с апостольским правилом: «Признавайтесь друг перед другом в ваших грехах и молитесь друг за друга, чтобы получить исцеление. (Иак 5:16), «Носите бремена друг друга» (Гал. 6:2), «исправляйте…в духе кротости» (Гал. 6:1)

Такая работа позволяет переключить внимание с себя на отношения с другими людьми, думать о себе не как о центре мира, а в контексте отношений с другими, в контексте того – что мы приносим другому человеку? Несем ли мы мир, сочувствие, любовь Божью?

Работа над собой требует времени, опыта; это примерно как человек, который впервые решил исповедоваться, или много лет не бывший на исповеди, приходит и говорит: «А у меня грехов-то, в общем, и нет». И только со временем, за много лет привыкаешь следить за собой и начинаешь анализировать свои мотивы и действия, и, с помощью Божией, видеть свои грехи и их корни.

Сам я нашел нескольких священников-единомышленников, и, когда в нашей жизни возникают спорные ситуации, проблемы, мы созваниваемся друг с другом, рассказываем о себе, получаем честное и разумное мнение, и это поддерживает и позволяет хранить мир.

Разумная забота о себе вообще помогает снять напряжение, и от этого оно не переходит в более яркие чувства – в том числе, гнев. Например, утром может помочь контрастный душ: наш покойный монастырский духовник отец Даниил советовал в таких случаях принять контрастный душ. Как ни странно, помогает.

Хорошо человеку с утра подумать, как он может позаботиться о себе. Для кого-то оптимально будет принять душ или побегать, кому-то – полноценно позавтракать.

Я иногда люблю с утра прийти на службу и поучаствовать в пении хора. Пою я не очень хорошо,  но сам процесс пения успокаивает. Мы телесны, и вполне получается воздействовать на дух с точки зрения тела.

И еще один лайфхак: в Псалтири сказано: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс.150:6). Если дышать осознанно, следить за вдохом и выдохом, это тоже помогает успокоиться. Бывает, заведешься, а потом начнешь следить за дыханием, и останавливаешься.

К нам в Данилов монастырь немало людей приходит на раннюю литургию, чтобы причаститься перед работой. Это тоже помогает быть над суетой начавшегося дня, сохранять внутреннюю тишину.

Гнев может быть и выражением неуверенности в завтрашнем дне: «Что будет дальше с моей фирмой?» «Чем мне кормить детей и платить сиделке для мамы?» Когда причащаешься, то отдаешь свою жизнь и текущий день на волю Бога, это позволяет ослабить страхи и помогает, с причастием люди получают духовную крепость.

Если мучает недовольство отдельными людьми, в программе 12 шагов есть специальное духовное упражнение, когда человек прописывает свои обиды на людей, на Бога, на себя. Цель такой работы – «признать истинную природу наших заблуждений».

Человеку важно осознать, что другие люди ничего ему не должны, и истинная природа обид – их собственные необоснованные претензии. По мере работы над собой человек обнаруживает, что это он обидел близких людей, на которых так страшно обижался и принес в их жизнь столько боли.

Помогает остыть и работа со старыми и новыми представлениями.

Например, если у меня есть представление о том, что всякий человек, приходящий в гости без тапочек (неправильно ставящий ударение, имеющий иные взгляды), страшно невоспитан, и вообще меня оскорбляет, – значит, мне нужно учиться пониманию, что моя установка – лишь одно из возможных представлений, а в жизни бывает по-разному, и человек вообще мог не иметь в виду ничего такого. И конечно, нужно искренне молиться, чтобы Бог открыл, дал увидеть свои грехи, ведь увидеть ложные убеждения в своей душе бывает очень непросто.

От участия во всяких спорах в интернете, которые быстро провоцируют гнев, меня спасают ограничения интернет-общения, сведения его к техническим переговорам, рабочим функциям. Кому-то помогает держать смартфон в черно-белом режиме – сидеть в интернете становится неинтересно.

Я стараюсь с утра не просматривать телефон – иначе несколько часов пониженного настроения обеспечены. Потому что, если я лезу в лужу, сложно ожидать, что ботинки останутся сухими; «врагов», людей, которые думают не так, как вы, в интернете вы найдете обязательно.

Что до «бесстрастного гнева», который мы иногда называем «праведным», все очень зависит от склада человека. С одной стороны,  Христос выгнал меновщиков из храма, и настоятель монастыря, если в монастыре происходят какие-то безобразия, вполне может разгневаться на нарушителей, и будет прав.

С другой, – есть люди, которым вообще злиться нельзя, потому что гнев в любой форме принесет разрушения им или окружающим.

Очень важно понимать свою меру, знать свои слабые стороны, и иметь навык соблюдения себя, не позволять себя растаскивать. Именно поэтому я стараюсь иногда ограничить контакты, и совсем не лезу в дискуссии в интернете. Можно просто вежливо перебить человека и сказать: «Прости, но на эту тему я дискутировать не буду». Но я человек мягкотелый, поэтому часто просто выслушиваю людей и молча киваю, что бы они ни говорили.

Дарья Менделеева

miloserdie.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15