172

Как Бог может попускать страдания в мире? Как соотносятся свободная воля человека и Божий Промысл? Что есть ад и Рай? Эти и многие подобные вопросы постоянно задают священникам, миссионерам, катехизаторам. Это живые, жгучие вопросы о взаимоотношениях человека и Бога.

В рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря над ними размышляет известный апологет Русской Православной Церкви Сергей Худиев. 

Как Бог может попускать страдания в мире?

Страдание имеет два аспекта: логический и эмоциональный. Их нужно разделять. Если человек страдает эмоционально от того, что он, как и герой Библии, страдает, когда видит зло, то он нуждается в утешении, а не в разъяснениях и лекциях по богословию. А если речь идет именно о логических возражениях, то на них вполне можно ответить. Причина возникновения зла – это злоупотребления свободной волей. Бог создал людей так, что они могут принимать решения. И эти решения влияют на нас и на весь мир. Когда мы принимаем неправильные решения, то это повреждает весь мир, наши отношения с другими людьми. Зло – это не что-то, что существует мимо меня. Я сам являюсь частью проблемы. Когда мы обращаемся к Богу с покаянием, мы начинаем замечать, что мы сами являемся частью проблемы. И проблема зла – это проблема нашего собственного злоупотребления свободной волей. И мы можем начать решать проблему там, где она относительно решаема – в нас самих. То есть зло – это ситуация, в которой я должен решить для себя самого, на чьей стороне я буду. В мире существует острый конфликт, существует зло, сопротивление воли Божией, и я просто решаю в этой неясной для меня ситуации, как мне быть. Я не знаю, какое это место занимает в Божием замысле, но я могу решить, на чьей стороне я могу быть. 

Обратимся к примеру новомучеников и исповедников. Это люди, которые столкнулись со страданием самым непосредственным образом, на собственном опыте, люди, которые подверглись преследованиям, истязаниям, тяжким лишениям, голоду и в конце концов были убиты. Они сохраняли веру, находясь в глубине страдания. Поэтому меня самого чрезвычайно тяготит, когда я читаю о каких-то злодействах в интернете. Но я вспоминаю при этом мучеников, причем относительно недавних, которые непосредственно были жертвами всех этих злодеяний, и они хранили верность Богу. 

Мы выбираем хранить верность Богу и хранить надежду. На уровне логики это объясняется тем, что есть свободная воля. Христианство говорит о том, что Бог обратит очень плохие вещи в очень хорошие. И мы видим это на примере Распятия Господа. В пророчестве Исаии есть удивительные слова: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» (Ис. 53: 11). Если человек пережил какие-то пытки, издевательства, истязания, он не будет смотреть на это с довольством. У него будет очень тяжелый посттравматический синдром, и нужна будет профессиональная помощь, чтобы его преодолеть. Но о Христе сказано, что Он будет смотреть с довольством на то, что Он пережил. 

14f03.png

Страдание, которое претерпели люди на земле, если они претерпели их с верой и терпением, на Той стороне обернутся во что-то невероятно хорошее. Апостол Павел пишет, что наши временные страдания ничего не стоят по сравнению с той славой, которая откроется в нас (см.: Рим 8: 18). Они не просто будут забыты, не просто останутся в прошлом, останутся перевернутой страницей. Страдания обратятся во что-то невероятно хорошее. Христианская вера говорит о том, что земные страдания обернутся вечной радостью. Мы не знаем, как это будет, и нам это может казаться абсолютно невероятным. Но как Распятие могло обернуться вечной радостью? Трудно вообразить себе более ужасную вещь, чем распятие. И страдания мучеников также оборачиваются вечной славой и радостью. И когда мы окажемся на Той стороне, мы это непосредственно увидим и скажем: «Да, так оно все и должно было быть». Но сейчас мы принимаем решение верить. 

Но здесь нужно избежать неправильного понимания. То, что Бог обратит это ко благу, не является оправданием самого зла. Когда люди испытывают гнев, негодование и возмущение перед лицом зла и преступления, это абсолютно оправданные переживания. Другие дело, что мы должны отдавать себе отчет, что суд принадлежит не нам, а Богу. Мы не должны пытаться самостоятельно мстить злодеям. У греха нет оправдания. Но Бог берет это зло и делает из него что-то хорошее. 

Я знаю несколько человек, которые покаялись, сидя в тюрьме. Знаю людей, которые несут тюремное служение, они бывшие заключенные. Причем они сами говорят, что в тюрьму попали за дело. Они совершили преступление, и их за это посадили. Конечно же, это безусловное зло – совершать преступление, нет ничего хорошего в том, чтобы садиться в тюрьму. Но когда человек обращается к Богу, то Он берет его негативный опыт и превращает во что-то хорошее. 

Древо познания добра и зла

Это дерево нужно было для того, чтобы человек проявил свою верность Богу. В ситуации, когда у меня в принципе нет возможности согрешить, я не могу проявить верность. Как человек на необитаемом острове не может изменить жене. Или человек, который не находится на должности, не может брать взяток. Добродетель и верность проявляет человек, у которого есть возможность изменять, брать взятки и грешить, но он от этой возможности принципиально отказывается. Возможность согрешить была в Раю для того, что мы делали выбор и проявляли себя. Мы растем как личности в наших отношениях с Богом, когда мы принимаем решение хранить верность, когда мы принимаем решение проявлять терпение. Допустим, нас что-то раздражает, действует на нервы. И мы принимаем решение ради Бога хранить терпение и возрастать в этой добродетели терпения. Если нас ничто не раздражает, мы не возрастаем в добродетели терпения. Точно так же, когда нас никто не пугает, мы не возрастаем в добродетели мужества. 

14f03.png

Где Бог и почему Он не помогает?

Бог помогает нам в наших испытаниях. Прежде всего важно понимать, что мы здесь временно, совсем ненадолго. Мы все умрем, и это не что-то ужасное. Апостол Павел пишет: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор 5: 1). На Небесах будет очень хорошо. Мы не пойманы в этой ситуации навсегда. Когда человек претерпевает испытания, страдания с надеждой, упованием и желанием исполнить волю Божию, это приносит огромный плод в Вечности. Иногда тяжелые моменты в жизни нужны для того, чтобы мы переориентировались на исполнение воли Божией и спросили себя: чего Бог от меня хочет в эту минуту? Когда мы сталкиваемся с тяжелым испытанием, мы склонны ориентироваться на себя. Нас интересует, почему нам плохо, почему всё не так, как хочется? Мы от этого страдаем. Когда мы начинаем думать о том, почему нам плохо, нам всегда будет плохо. Нам всегда в жизни будет чего-то не хватает, мы не в Раю находимся. А когда мы используем эту ситуацию для того, чтобы исполнить волю Божию, сразу становится гораздо легче. Ты понимаешь, что заброшен сюда с определенной целью. У писателя Клайва Льюиса есть образ христианина как диверсанта в стане врага, заброшенного с определенным заданием. Диверсант в стане врага находится не для того, чтобы комфортно там пребывать. У него есть миссия.

Иногда тяжелые моменты в жизни нужны для того, чтобы мы переориентировались на исполнение воли Божией

Когда я читаю послания апостола Павла «из уз», то всегда поражаюсь. Он сидел в тюрьме в ожидании своей мученической кончины. Я понимаю, что я бы с ума сошел. Во-первых, тюрьма сама по себе тяготит, а во-вторых, потому что тебя предадут мученической смерти. А у апостола, если не уточнять, что он пишет «из уз», и не поймешь, что с ним происходит на самом деле. Он пишет с огромной радостью. Он утешает людей, заботится о них. У него есть миссия в жизни. Он заброшен с определенной целью. Как говорил один мой друг, что он здесь как в командировке. И когда на нас сваливается что-то тяжелое, то мы увеличиваем эту тяжесть, дополнительно страдаем, думая, за что нам такие испытания.

14f03.png

Наша жизнь – это миссия нам от Бога. Это не отменяет некоторых достаточно простых земных вещей. Иногда проблему надо просто решать. Иногда человек приходит в уныние из-за того, что, допустим, долго не может найти работу. И в этом случае он должен искать совета у людей. Я знал такого человека и видел, как глубоко это его удручало. Он не только материально страдал от этого. Он мучился, потому что чувствовал себя ни на что не годным и никому не нужным. Он обратился за помощью к светскому психологу, и ему посоветовали благодарить и вести дневник благодарности. Он сначала воспринял это с возмущением. Он считал, что мир обходится с ним по-свински: он пытается пробиться в закрытые двери, отовсюду его прогоняют. Но потом, скрипя зубами, он сел и написал благодарственные письма всем, с кем имел дело. Он благодарил людей за то, что ему уделили время, дали ценные советы. Он нашел, за что поблагодарить каждого из них. И он стал постоянно вести дневник благодарности, замечал всё хорошее, что произошло с ним за день, стал замечать мелкие вещи. И это кончилось тем, что через какое-то время он нашел работу. Его горечь, его гнев и глубокое недовольство мешали ему нормально взаимодействовать с миром. Когда он научился благодарить, ему стало гораздо легче жить. 

Я понимаю, что бывают вещи, которые таким образом не преодолеть. Когда у близкого человека смертельная болезнь – это нечто более тяжелое. Но бывает так, что человеку нужно просто переменить отношение к миру с гнева, огорчения, недоверия на благодарение. В современных телефонах есть приложения с дневниками благодарности, куда на ночь глядя можно зайти и написать, за что ты благодарен этому дню. Причем это полезно, когда ты именно пишешь, а не проговариваешь. Я это делаю каждый вечер и очень советую вести такие дневники. Это сильно помогает приподняться.

Почему умирают невинные люди?

Мы не можем знать почему и зачем все страдания нам были даны. Мы увидим это только на Той стороне. В жизни есть страдания, есть боль. И мы можем эту боль умножать для себя. Я могу встречать свои скорби с гневом, ненавистью, мятежом, сопротивлением. Я могу испытывать бессильную ярость, потому что всё не так. И этим я буду умножать свои страдания. Абсолютно бессмысленно это делать. Когда человек переживает боль и скорбь с доверием к Промыслу Божиему, то он делает себе легче и не умножает свои страдания дополнительно. Мы не можем сделать так, чтобы в нашей жизни не было страданий. Но мы можем не ухудшать ситуацию. «Желаю разрешиться и быть со Христом, ибо это несравненно лучше» (Флп. 1: 23), – говорит апостол Павел. Верующие люди, которые умерли, теперь находятся с Господом на Небесах и им несравненно лучше. Если бы мы видели их, мы бы за них порадовались. Когда мы окажемся Там, то возрадуемся и возликуем. Апостол говорит: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5: 4). Во всех этих скорбях мы знаем, что это ненадолго. Мы знаем, что всё это кончится тем, что мы окажется с Господом на небесах.

14f03.png

Ад устраивают сами люди

Ад – это не то, что устраивает Бог, а то, что устраивают люди. Например, нельзя эгоистичного человека, который всех предает, сделать счастливым в браке или в дружбе. Не потому, что ему это запрещено внешним указом, а потому что таково свойство его души и характера, что он не может этого блага получить. Он постоянно зол, и в таком состоянии души не получится быть счастливым. Злодею нельзя даровать вечное блаженство не только по справедливости, а потому что он не в состоянии его воспринять, вместить в себя. Человек несет геенну огненную в себе. Проблема грешника в том, что геенна огненная у него внутри. И спасение означает, что человек примиряется с Богом и Бог начинает его менять изнутри, и делает из адского райское существо.

Я смотрел документальный фильм о разделе Индии. Когда англичане в 1946 году ушли из этой страны, там началась грандиозная резня между индусами, мусульманами и сикхами. Перерезали полтора миллиона человек и порядка сорока миллионов были вынуждены бежать, оставив свои дома. В этом фильме берут интервью у некоего пожилого сикха, он сидит, поглаживая саблю, и похваляется тем, что ни один мусульманин живым от него не ушел. На вопрос, не сожалеет ли он о содеянном, он говорит, что не должен ни о чем сожалеть, потому что эти гады вырезали половину его народа. Представим себе, что этот человек умирает и оказывается на Той стороне. Как он может войти в Рай? Он имеет такую гордость, ненависть. Чтобы войти в Рай, ему нужно переменить свои взгляды на жизнь, раскаяться в том, что он так поступал. Если он не переменит свои взгляд, то принесет ад с собой в любое место, куда его пустят.

Для того чтобы человек мог войти в Рай, ему нужно дать Богу глубоко себя изменить

Проблема не в том, что Бог возьмет хороших людей и выставит за ворота. Проблема в том, что плохие люди, оказавшись внутри ворот, устроят ад везде. Нераскаянные грешники несут ад с собой. И если просто взять и открыть ворота, ад окажется внутри. Ад не пропадет, но не будет Рая. Для того чтобы человек мог войти в Рай, ему нужно дать Богу глубоко себя изменить. Люди иногда себе представляют Бога как источник ада, но это ни в коем случае не так. Ад – это то, что человек взращивает в себе и несет с собой. Это проблема, которая может быть решена только изнутри. Возможность ада существует, потому что человек может утвердиться во зле навсегда.

14f03.png

«Подвизайтесь войти сквозь тесные врата»

Мы не знаем вечной участи других людей. Каждый человек судим в соответствии с тем светом, который был ему доступен. У нас есть возможность присоединиться к Православной Церкви, есть возможность причащаться – это немыслимо огромная привилегия. Что касается других людей, то Бог ни с кем не обойдется несправедливо. Нам не нужно беспокоиться об этом. Мы должны служить Богу, Который благ и Который ищет спасения всех людей. 

Я не знаю, какая часть человечества спасется. Христос, когда у Него спрашивают, неужели так мало спасающихся, не называет какую-то цифру или процент от общего числа. Он говорит: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк. 13: 24). 

Но тема предопределения конкретных лиц ко спасению есть у апостола Павла. Он говорит, что вы уверовали и принадлежите Церкви, и все события в жизни являются часть Божиего плана о вашем спасении. Это не что-то, что происходит вне Божиего контроля. Это не вы пытаетесь набиться Богу в чада. Вы уверовали, потому что Бог вас предопределил. Обстоятельства вашей жизни вас подталкивали к обращению к Богу. Это книги, которые вам попадались, люди, с которыми вы беседовали, те духовные очищения, которые вы пережили, слушая классическую музыку, или, может быть, вы зашли в храм и вас коснулся Бог. Всё это – часть Божиего плана. 

Бог заботился о нашем обращении задолго до того, как мы уверовали. Бог всё это время нас подталкивал в определенном направлении. И апостол говорит, что этот замысел о нашем спасении действует в жизни каждого христианина. И поэтому даже когда мы сталкиваемся с чем-то глубоко обескураживающим, что причиняет нам боль и страдание, мы знаем, что это тоже часть Божиего плана о нашем спасении. Апостол, обращаясь к верующим людям, например, ефесянам пишет: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким благословением на небесах… Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (см.: Еф. 1: 4–5, 11).

14f03.png

То, что мы являемся членами Церкви, – это проявление спасительного замысла Бога, который существует от создания мира, который не может быть сорван. Поэтому мы можем полагаться на то, что Бог знает, что Он делает. У апостола Павла – это вера в предопределение. Это нечто чрезвычайно радостное и позитивное. И когда люди начинают мучиться вопросом о том, что вдруг их нет в «списке» предопределенных, это происходит от непонимания слов апостола.

Как соотносятся свободная воля и Божий план? Они друг другу не противоречат. Что такое свободная воля? Это способность человека быть автором своих решений. Это значит, что решение за себя принимаю только я. Это не какие-то химические процессы в мозге, не другие люди и даже не Господь Бог. Я являюсь автором своих решений. При этом Бог обладает всеведением. Бог знает о том, каковы будут решения всех людей, ангелов, бесов – всех свободных агентов мироздания во все века. 

Но Бог ни в коем случае не заставляет их принимать эти решения. И поскольку Он эти решения знает, то выстраивает Свой замысел, опираясь на Свое знание, и Его взгляд не может быть нарушен. Как Я повелю, так и будет, как Я определяю, так и состоится. Верны обе вещи: что люди свободны и принимают решения по своей воле, и что замысел Бога не может быть сорван.

Сергей Худиев
 

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15