122

Как вернуться в рай, из которого когда-то был изгнан Адам? Начать исправлять ситуацию с того, с чего вся эта печальная история началась.

 …Чтобы вернуться к нашему Отцу

Войти в пост никогда не поздно, и вот почему. Меняясь, мы возвращаемся в рай, из которого когда-то был изгнан Адам. Ведь Царство Небесное находится внутри нас, и мы не может туда попасть не буквально из-за того, что там стоит архангел Михаил с огненным мечом. Наш разум захвачен иными приоритетами, которые задают совершенно иной вектор мыслям и поступкам. Мы сидим, подобно Адаму, рыдая, у ворот рая не потому, что нас кто-то не пускает. Мы не можем войти, мы не в состоянии подобрать нужную комбинацию на кодовом замке.

Священное Писание рассказывает о рае в начале длинного текста библейской истории и вновь возвращается к подробному описанию мира вечного счастья в финале, в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Конечно, и в других местах Книги Жизни есть те или иные упоминания рая, но символично, что он показан именно в начале и в конце. Начало и конец всего – это Бог, и человеческая история завершится там, где началась – со своим Создателем.

Разговор о покаянии необходимо предварять описанием того, что человечество потеряло вслед за разрывом связи с Богом

Наши покаянные традиции часто акцентируют внимание на не совсем понятных современнику моментах, которые могут не лечь ему на душу. Послушание – это вообще, увы, не про нас. То, что было нормальным в мире традиции, потеряло всякий смысл сейчас. Да и педагогические системы чаще говорят о том, что устремления обучающегося нужно поддерживать не за счет постоянных преодоления и борьбы с собой, а посредством позитивной мотивации и поощрении истинных желаний. О правильности такого подхода можно спорить, но если следовать ему, то в дни Великого поста разговор о покаянии необходимо предварять подробным описанием того, что все человечество потеряло вслед за разрывом связи с Богом.

Чем буквально занимался человек? Ухаживал за Эдемским садом, который не относился и близко к зонам рискованного земледелия, все, в общем, росло само, а Адаму стоило только творчески это место преображать. Звучит несколько банально, правда? Действительно, ведь смыслов за простым ветхозаветным описанием гораздо больше. В широком понимании Адам ни в чем не нуждался, и его жизнь была абсолютно благодатной. Внутренне он был абсолютно счастлив. Не нужно было изнурительно работать – всего и так в достатке. Он имел реальную власть над миром, и животные не относились к нему как к опасному хищнику или добыче, но признавали как повелителя. А рядом была любимая женщина Ева. Да, Господь ведь призвал Адама заниматься, скажем так, научным творчеством. Первый человек давал имена животным.

2.jpg

В общем, не жизнь, а сказка с очень хорошими перспективами. Люди интуитивно до сих пор ищут вот примерно такого рая, но на земле, без забот и хлопот, свободы от ежедневной работы с постоянным пребыванием в любви и согласии со второй половинкой и, конечно, в состоянии абсолютного счастья. Да, у первых людей, правда, был один серьезный ограничитель: можно было питаться всеми плодами, обильно подаренными Богом человечеству, кроме тех, что росли на дереве познания добра и зла. Такой родительский запрет, когда любящий Отец плохого не пожелает. В общем, наложил Бог на человека своеобразный пост. Не ешь, или не лезь в ту сферу знаний, которая ничего хорошего тебе не принесет. Нам ведь говорили родители: с этим не водись, туда не ходи, этого не пробуй. И были правы. Но и мы действовали по заветам первых людей: любопытство сильнее.

Что ж, Адам и Ева узнали, что такое добро и зло. Теперь эти чистые люди получили знание и возможность выбирать не между светом и светом, а между светом и тьмой. Отлично, никакого рая. Чтобы прокормить себя и ближних теперь придется вкалывать, потому что земля теперь уже совсем не такая благожелательная, как раньше, и чтобы ее окультуривать, придется приложить усилия. Добавились неблагоприятные погодные явления, засуха, например. Еда даром закончилась – кто не работает, тот не ест.

А жена теперь мучается в родах, чтобы дать этому недружелюбному миру новую жизнь. Мелкий зверь человека боится, большой рассматривает как обед, да и вообще, все теперь стало не как раньше, счастье превратилось в сплошную скорбь с редкими вкраплениями радости. Вялой, в общем-то, по сравнению с тем, что было.

Вот он, результат нарушения поста, вернее, непослушания Богу. Надо было просто делать так, как рекомендовал Создатель вселенной, зная, что да к чему в этом мире. Но нет. Рая оказалось мало, захотелось выйти за пределы счастья. Пожалуйста.

Надо приложить максимум усилий, чтобы вернуться в этот замечательный рай с Богом, с возможностью жить вечно

Но что дальше? А дальше надо приложить максимум усилий, чтобы вот в этот замечательный рай, с Богом, со счастьем, с радостью и любовью, с возможностью жить вечно, ни в чем не нуждаться и наслаждаться существованием в таком ключе всегда, без смерти, вернуться. Как? Начать исправлять ситуацию с того, с чего вся эта печальная история началась. С поста. С ограничения. С анализа того, по каким же лично я должен жить законам, чтобы комбинацию к этому закрытому для меня раю подобрать. И поняв, что это за законы (описанные в заповедях Божиих), сопоставить их с теми принципами, по которым живу я сам. И наглядно увидеть, что нестыковок, мягко говоря, многовато.

3.jpeg

И вот тут-то и можно тяжело вздохнуть, завыть белугой, а потом и заплакать навзрыд. Тут-то и становится понятным плач Адама и курс на покаяние, взятый всею Православной Церковью в дни Великого поста. Даже если начать с начала не получилось, время еще есть. Мы ведь хотим вернуться. Вернуться к нашему Отцу, став примерными – в хорошем смысле слова – детьми. Детьми, которых Он примет в Свой дом, в рай, в Царство вечного счастья.

Притчи Соломона: где набраться мудрости в пост?

«Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его»
(Притч. 19: 23)

Царь Соломон, сын псалмопевца Давида, не просил у Бога славы правителя народа израильского и обладания несметными богатствами мира. Соломон просил преумножить в сердце и разуме премудрость и знания для организации государственной жизни. Поистине, только одно это уже говорит о нем как о благоразумном царе. Ведь Соломон понял, что важнее всего навык, а не предмет. Слава и богатство и так пришли к царю. Но, будучи правителем, Соломон думал о том, как устроить государственное управление максимально согласно с волей Бога. Именно поэтому царь просил премудрости и знания.

Но что такое эта «премудрость»? Вроде мудрость, а вроде и не совсем. Вернее, высшая ее степень. Понятно, что такой приставкой украшают для понимания слово «мудрость». А христианину и без дополнительных объяснений понятно, что настоящая мудрость возможна лишь только через познание воли Божией и организацию жизни в соответствии с ней.

Правильный образ жизни – праведный

Поэтому в будние дни Великого поста Церковь предлагает нам потрясающе полезное чтение – Книгу Притчей Соломона. Это не единственное произведение царя среди книг Ветхого Завета. Но именно здесь собраны потрясающие по мудрости и глубине, абсолютно вневременные советы по правильной организации жизни. Красной нитью через Книгу Притчей проходит мысль о том, что источник нужных человеку знаний – Бог. Правильный образ жизни – праведный. И все остальные советы буквально источают благоразумие, и здесь снова мы видим между строк Соломона явное присутствие Бога.

В наши дни модно искать лайфхаки. Желание «взломать тайны житейские», или, если сказать мягче, познать секреты жизни, можно даже назвать правильным и похвальным. С момента грехопадения человечество стремится поудобнее обустроить свое существование на планете Земля. Начинается это с бытовых вопросов, а заканчивается поиском ответов на вопросы о достижении внутренней гармонии и мира с окружающими. Соломона можно назвать первым известным лайфхакером. И ценность его труда заключается в том, что, в отличие от современных «житейских мудрецов», царь сумел выстроить лучшую модель организации жизни через соединение неба и земли, то есть мудрости и знаний от Бога, наложенных на человеческую реальность.

3.jpg

Соломон беседует с читателем как с собственным сыном. «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои… то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (см.: Притч. 2: 1, 5). Ну а поскольку страх Господень, по Соломону, есть начало премудрости, то по ходу повествования развивается мысль о том, как эту самую премудрость стяжать. Повествование ведется в итоге от лица самой премудрости, очевидно, для лучшего усвоения знания о ней: «Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания… У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра» (Притч. 8: 12, 14–19).

Премудрый человек – это еще и человек добродетельный, в то время как глупым в притчах Соломона называются не люди с низким IQ, а нечестивые. В Книге Притчей в качестве метафоры добродетель даже сравнивается с благоразумной женой, а нечестие – с распутной женщиной. Универсализм притч заключен в том, что их можно понимать как буквально (хотя и не везде), так и иносказательно. Например, совершенно справедливым по-житейски можно назвать изречение о том, что трудолюбивый человек будет жить в достатке, ленивый же будет беден. Речь как о буквальной модели поведения, так и кропотливом стяжании добродетели праведником в противовес нерадивой жизни грешника.

Премудрый человек – это еще и человек добродетельный

Великая польза Книги Притчей в том, что «советы» Соломона регулярно повторяются, но в новых интерпретациях. Например, вот что говорит царь о милосердии к нуждающимся в разных местах текста:

«Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Притч. 11: 17); «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» (Притч. 16: 6); «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17); «Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притч. 28: 27).

Церковь дает нам возможность неспешно напитываться от источника мудрости в притчах царя Соломона почти на всем протяжении пути Святой Четыредесятницы. Но польза от беседы с премудрым ветхозаветным правителем на страницах его книги будет полезна и вне постного периода. Читая притчи Соломона, понимаешь главное: они принесут пользу христианину как для стяжания добродетели, так и для устроения своей земной жизни.

Владимир Басенков
 


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15