181

В самый первый раз, начиная огласительную беседу, я так переволновалась, что, знакомясь с людьми, пропустила мимо ушей, что они пришли мальчика примерно 10–12 лет... перекрещивать.

Наш приход расположен в селе Игумново, что в 6 км от города Раменское Московской области. Не глубинка России, ближнее Подмосковье, но и не город. Село с численностью населения примерно в 1000 жителей, почти полутора десятками улиц. Из инфраструктуры: школа, техникум, магазин. Дорога, ведущая из города в наше село, не проездная, поэтому случайно, проездом, к нам люди не попадают. Но многие приезжают специально, поскольку здание нашего храма является памятником истории и культуры регионального значения, его внутреннее убранство, иконы, росписи – все это не было разграблено или уничтожено в эпоху существования атеистического государства (за исключением изъятия церковных ценностей в 1921 году, о чем сохранилась запись в архиве храма). Итак, наш храм – с Божией помощью и усердием ктиторов и прихожан – благолепен. Многие люди, увидев фотографии храма в интернете, подумывают о крещении своего младенца у нас. Однако, узнав подробнее о жизни нашего прихода, потенциальные прихожане встречаются с непреодолимым, с их точки зрения, препятствием. Это – огласительные беседы.

Как все начиналось (спойлер: неудачно)

Думаю, многие священники уже в начале 2000-х годов ощущали что-то неправильное (огорчение, неудовлетворенность, разочарование), когда крестили младенцев «потоком», не познакомившись заранее с их родителями, крестными, которые, со своей стороны, не знакомились со Христом в своей жизни, а приносили своих детей в храм – «по традиции», обычаю, «мы же русские» и на основании других неверных мотивов. Дерзну сказать, что некоторые священники, годами совершая Таинство Крещения без предварительной миссионерской и катехизаторской работы, даже и «выгорали». Но непросто на приходе эту работу организовать и наладить. На нашем приходе эта работа, «благодаря» автору текста, началась с полного провала.

Примерно в 2006–2007 году мы с настоятелем нашего храма решили попробовать такой вариант: священник совершает Крещение, а я как катехизатор в это же время в другом приделе рассказываю о Таинстве Крещения родственникам ребенка. В то время у меня не было совершенно никакого духовного образования, кроме воскресной школы для взрослых и опыта слушания множества лекций по основному богословию для студентов МДАиС профессора Алексея Ильича Осипова, горячо нами любимого. Как смогла, я подготовилась к лекции по книгам, но, помнится, качество рассказа было не очень высоким. К тому же всем родственникам очень хотелось присутствовать на Крещении и видеть своего ребенка в этот момент, и поэтому желания слушать катехизатора у большинства людей не было. В самый первый раз, начиная огласительную беседу, я так переволновалась, что, знакомясь с людьми, пропустила мимо ушей их слова о том, что они пришли мальчика примерно 10–12 лет... перекрещивать. Я, конечно, знала, что этого делать нельзя, что Крещение совершается один раз в жизни. В том случае я должна была подойти к священнику, прервать начавшееся священнодействие и сказать ему об этом обстоятельстве. Но я так волновалась по случаю первой своей лекции, что совершенно потеряла разум, и сообщила батюшке о «перекрещивании» через полчаса после того, как все уже закончилось. В то время, когда я рассказывала, я и осознала свою ужасную ошибку. Батюшка, помнится, побледнел, минуту помолчал... и простил катехизатора-новичка.

Наши попытки проводить одну огласительную беседу в таком формате – во время Таинства – продолжились совсем недолго, может быть, год или даже меньше. По-другому дело пошло уже в 2011 году, с благословения, данного Святейшим Патриархом Кириллом всей полноте Русской Православной Церкви. 

Подготовка к служению

Когда мы получили благословение на проведение обязательных огласительных бесед, то как-то обрадовались этому. Благословением Святейшего Патриарха и правящего архиерея наше желание заниматься просвещением людей получило твердое основание. Конечно, сразу же мы (три будущих катехизатора) по благословению настоятеля отправились учиться и вошли в первый курс только что созданных при Коломенской Духовной семинарии Миссионерско-катехизаторских курсов – для мирян, помощников настоятелей в разных служениях. Два года учебы, изучение литургики, истории Вселенской и Русской Православной Церкви, основного, сравнительного богословия, сектоведения и т. д. – пролетели очень быстро. В памяти остались, как водится, не столько знания, сколько прекрасные впечатления от доброго отношения к нам преподавателей семинарии, куратора курсов Татьяны Александровны Барабановой и полные доброго юмора, отточенные в своей словесной форме, интересные по содержанию, произносимые почти со скоростью света лекции ректора – в первый год иеромонаха, а во второй год уже епископа Константина (Островского). Однажды в ответ на просьбу студентов говорить помедленнее владыка резонно ответил: «Но тогда я мало успею рассказать». Конечно, спустя годы жаль, что знаний в голове осталось немного, но это, в общем, вина уже самого бывшего студента – значит, мало актуализировалось и использовалось в работе то, что было изучено. Ну а, с другой стороны, утешает история, входящая в Священное Предание Церкви, – о старце и его ученике, скорбевшем о плохом запоминании им Священного Писания. 

История содержится в книге «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова, в которой собраны высказывания египетских преподобных IV–V веков. Некий ученик пришел к старцу и говорит: «Что делать, я сколько ни читаю Священное Писание, другие книги, у меня в голове ничего не остается, ничего не запоминаю. Стоит ли в таком случае читать, может, не нужно?» На что ему было сказано: как грязное белье, помещенное в ручей, даже без стирки очищается, потому что проточная вода вымывает из него всю грязь, так и из нашей головы чтение божественных книг вымывает грязь, сор и просветляет наши мысли евангельским светом.

Несомненно, наше обучение на курсах «вымывало грязь, сор» из наших умов и просветляло нас, а это – первостепенно важно.

Организация и содержание огласительных бесед

23 сентября 2012 года. Епископ Константин (Островский). Первое занятие на МК-курсах во втором учебном году.

По благословению настоятеля мы сразу же начали проводить по три беседы перед Таинствами Крещения и Венчания, из которых две первые проводит кто-то из катехизаторов-мирян, а третью – священник. Для бесед мы используем помещения трапезной, библиотеку – однако по воскресеньям, когда работает воскресная школа, бывает, что приходится проводить беседу и в самом храме. Благодаря тому, что нас было четверо (три мирянина и один священник) и каждый имел собственный, отличающийся от других, режим работы и жизни, мы решили это использовать для того, чтобы не устанавливать жесткий график бесед (например, понедельник, среда, суббота, 18:00), а давать людям возможность самим выбирать удобное для них время и согласовывать его с нами. Мы дали возможность каждой группе оглашенных, в которую мы приглашали родителей и крестных ребенка, ходить на беседы по удобному для них графику: в итоге кто-то проходил беседы три дня подряд, а кто-то растягивал процесс на несколько месяцев. 

По содержанию беседы мы разработали следующий примерный план:

Первая беседа: О Таинстве Крещения / Венчания. 

Вторая беседа: Символ веры.

Третья беседа: Жизнь христианина. 

Однако мы понимаем, что за три встречи невозможно передать человеку всю полноту знаний о православии, но что же можно сделать за это время? 

На мой взгляд, главное за этот короткий срок – встретить человека с любовью, постараться наладить диалог, не «выдать» положенную информацию, но попытаться расположить человека к тому, чтобы он заинтересовался темой веры, захотел дома прочитать Евангелие, подготовился к осознанной беседе со священником, возможно, решил какие-то духовные вопросы, найдя ответы на то, что раньше, может быть, не было понятно. Сломать какие-то преграды, стоящие в его сознании между ним и Церковью. 

Главное за этот короткий срок – встретить человека с любовью

Как можно попытаться этого достичь? 

На мой взгляд, главное – это вести беседу с человеком, даже о догматах веры, на простом человеческом языке, избегая церковнославянской лексики, сложной риторики и множества греческих слов без их перевода на русский, используя примеры из обычной, даже (когда это возможно) бытовой жизни. 

На свой страх и риск поделюсь с читателями примером того, какими словами я объясняю искажение человеческой природы Адама и Евы вследствие грехопадения.  

У меня есть мобильный телефон, и его основное назначение – входящие и исходящие звонки, сообщения, ну и полезные приложения. Телефон – творение рук человека. Если я вдруг решу использовать телефон не по его назначению, например, начну телефоном забивать гвозди, то довольно быстро он превратится в кучку стекла и металла, сломается, и придется покупать новый. Природа телефона будет испорчена от его использования не по назначению. 

Адам и Ева – творение Божие. Каково было их основное предназначение? Жить в раю, храня и возделывая эту землю, познавать видимый мир, рождать детей. Жить вечно в общении с Богом, а значит, в счастье и в любви. Однако, отказавшись от жизни по воле Божией, они стали действовать вопреки своему предназначению. Вследствие этого их человеческая природа испортилась, исказилась и перестала быть способной к непосредственному общению с Господом. Так первые люди потеряли рай и появилась «религия» – стремление человека к восстановлению (приставке «ре-») потерянной связи (корень «лига») с Творцом.  

Благо и радость для катехизатора, когда люди сами задают вопросы и стремятся к общению. Если этого нет – трудно.

Благо и радость для катехизатора, когда люди сами задают вопросы и стремятся к общению

Что можно сделать, чтобы наладить доброжелательное общение и вызвать заинтересованность? – Наверное, главное: говорить с человеком простым языком, без единого намека или нотки снисхождения к его «невежеству», а напротив, с уважением к его жизненному опыту, к его личности, с вниманием к его бессмертной и ценной для Бога душе, встречать с радушием и провожать с искренними добрыми пожеланиями помощи Божией. 

Еще очень важно подбодрить: наглядно показать на страницах Библии, что одно Евангелие из четырех прочитать не так уж и долго (а еще можно использовать аудиовариант по дороге из дома на работу и обратно); сказать, что для христианской жизни не нужно приобретать большое количество богословских знаний; рассказать, что Бог ждет и ценит даже самые малые усилия, сделанные человеком для движения навстречу Ему. 

Найти удобный момент, чтобы спросить человека о его профессиональной деятельности, возможно, даже об увлечениях. Самому быть оптимистом, показать, что христианство – религия радости. Просто улыбаться. ... Но просто ли это? 

Духовная жизнь катехизатора

Бывают моменты в жизни, когда собственная духовная жизнь находится в ущербном состоянии. Радости, оптимизма, «настроения» нет. В таком состоянии как проводить беседу? Ответ, конечно, и прост, и сложен – заключается он в искренней и горячей молитве непосредственно перед тем, как встретиться с людьми лицом к лицу. За десятилетие работы сложился навык и на опыте усвоено, что серьезное, глубокое, идущее от всего сердца чтение молитвы «Царю Небесный» приводит к успеху миссии: вдруг находятся нужные слова, примеры, образы, подбирается ключик к сердцам людей. А еще по молитве Бог совершает такое чудо, когда слова божественных истин, проповеди, произнесенные для оглашенных, нередко приподнимают со дна страстей самого катехизатора.

Трудности

Как ни странно (или, наоборот, закономерно?) большие трудности возникли в самой же приходской общине. Морально довольно сложно заниматься просвещением в то время, как служащий священник методично-постоянно говорит в проповедях о том, что «все эти лекции» безблагодатны и никому не нужны, и норовит повенчать какую-либо пару без прохождения ими оглашения. 

Ну и, конечно, поскольку «строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения», со временем обнаружилось, что не все приходы, расположенные на местности, проводят огласительные беседы в принципе или в примерно том же формате, что и мы. Кто-то из настоятелей в миссионерском отчете заявляет, что проводит целую одну беседу, а по факту она занимает 10–15 минут перед самим Крещением. Как водится, эти храмы становятся самыми популярными на форумах и сайтах типа «Мамочки города N», и поток Крещений в них не иссякает. В нашем же храме количество Крещений сократилось. Как будем к этому относиться? – Ответ снова и прост, и сложен – со смирением. 

Также с недоумением мы относимся к той практике, когда некоторые приходы не выдают свидетельств об оглашении, что создает серьезное неудобство для людей, которые проходят беседы и через некоторое время повторно становятся родителями или крестными. Не приглашают на беседы родителей крещаемых младенцев, считая, что духовным воспитанием детей будут заниматься крестные (абсолютная иллюзия!). Отказывают в проведении бесед тем людям, которые будут крестить младенца не в их храме. Как правило, это будущие крестные – они проживают недалеко от храма, но поедут на крестины туда, где живут пригласившие их родственники или друзья, родители ребенка. Отказывая этим людям в беседах по причине того, что приход не получит «дохода» от крестин, мы лишаем себя возможности диалога с людьми, которые легче других могут стать прихожанами нашего храма по причине того, что они местные жители.

Плоды наших трудов

Однозначно: давать правильную оценку всем нам будет Господь! Но радостно видеть, как некоторые люди после огласительных бесед входят в церковную общину и становятся прихожанами. Да, их немного, но они есть! Кто-то сохраняет номер телефона катехизатора и иногда звонит через пару лет в каких-то сложных обстоятельствах. И это лучше, нежели они будут обращаться к гадалкам, верить бабьим басням либо искать информацию в интернете на сайтах, где часто размещена неверная информация. Даже если человек после бесед в первый раз открыл и прочел Евангелие – это уже польза и радость.

Давайте не будем лишать других пользы, а себя – радости служения Богу!

Ирина Шабанова
 

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15