122

Что такое Промысл Божий и как он действует в жизни человека? Как узнать волю Божию? Как совершается она в жизни человека? Существует ли предопределение? Чем отличается предопределение Божие от переубеждения? И самое интересное – как это все работает в жизни?

В рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря на эти сложные темы рассуждает настоятель Тихвинского храма села Иваново Владимирской области протоиерей Александр Дьяченко.

Промысл Божий и волю Божию относительно можно понять, прожив определенную часть своей жизни. Только тогда, оглянувшись назад, можно сказать: «Ах, вот оно как должно было быть!» А вначале каждый человек строит свой путь в зависимости от того, чего он ищет, чего добивается. Да, мы говорим, что человек при Крещении получает дар, печать. Но какой это дар? Дар на служение Богу, Церкви, людям? Этот дар должен в тебе реализоваться, но реализуется он или нет? В то же время я понимаю, что Промысл Божий действует еще до Крещения человека, если он крестится уже во взрослом возрасте. Я это могу сказать по своему жизненному пути. Из родной Белоруссии я приехал сюда и попал жить «за 101-й километр». Как я хотел вырваться, уехать отсюда, как мне здесь ужасно не нравилось. Но все меня вело к тому, что я должен остаться. И в 30 лет я принял Крещение, почти в 40 лет стал священником и настоятелем того храма, куда я приехал, откуда я мечтал уехать и никак не мог этого сделать.

Помните такой замечательный и очень интересный фильм «Город Зеро»? Этот «город Зеро» сработал и на мне. Но в этом городе я встретил свою любовь, свою будущую жену, которая точно так же попала сюда по распределению. И вот мы встретились, и теперь я настоятель храма, а она – регент и псаломщик, человек, который все делает для храма. И вот теперь я понимаю, что вот он, Промысл Божий. Есть определенное избранничество, я уверен в этом. Все наши великие святые были избранными. Возьмем преподобного Сергия Радонежского. Он ушел в леса вместе с братом и через несколько лет стал известен всей Руси. Потому что он должен был исполнить свое предназначение, дать толчок к объединению Церкви, России.

Да, мы получаем какой-то дар, печать Духа Святого. Потом эта печать должна в нас развиться, должен быть какой-то результат. И то, что я начал писать – это развитие дара, полученного в Крещении. Потому что иначе я это объяснить не могу. Я всегда писал сочинения в лучшем случае на четверки. И тут меня вдруг назвали классиком русской литературы. Конечно, мне самому смешно это слышать. Но тем не менее, раз это идет на благо Церкви, так и хорошо. Это реализация меня самого. Ведь каждый из нас должен в чем-то реализоваться на благо Церкви. А иначе зачем ты тогда живешь, зачем ты христианин?

Или судьба Федора Михайловича Достоевского. Он вспоминает, как он стоял на эшафоте и его должны были казнить, и описывает небо вокруг, крыши домов. Он понимает, что ему осталось жить буквально несколько минут. И вдруг он видит купола храмов и вспоминает, как мама водила его в церковь маленького. В тот момент он подумал: «Ах, если бы!..» В последний момент ему отменили смертный приговор и в его жизни началась каторга, случилась встреча с женой декабриста Фонвизина, подаренное Евангелие. Достоевский вернулся к нормальной жизни, взял на себя долги своего брата. У того осталось четверо детей и вдова, и эти долги. И Федор Михайлович выплатил эти долги буквально за год до своей смерти. Для этого он должен был постоянно работать. Но благодаря этой писательской гонке мы имеем великого Достоевского, гения.

Промысл Божий есть в жизни каждого из нас. А как мы будем его реализовывать – это уже наша задача. Я не видел себя священником, но так складывались обстоятельства. Надо слышать, чего относительно тебя хочет Бог. А Бог хочет, чтобы ты на Него работал. Он подскажет тебе, как ты будешь на Него работать и исполнять Его волю. Только смотри внимательно, молись и просто спрашивай.

Надо слышать, чего относительно тебя хочет Бог. А Бог хочет, чтобы ты на Него работал

Я хорошо помню свое обращение к Богу. Супруга с дочкой как раз уехали, я был один и задал Господу вопрос: креститься мне или нет? И мне так наглядно показали во сне, что я должен сделать, что я утром встал и поехал в славный город Владимир. Хотя у нас в Покрове тоже был храм, но я отправился туда. Я пришел во Владимире в Успенский собор и крестился там. Потом на выходе женщина, стоявшая на паперти, сказала мне: «С праздником!» Это было 8 сентября, день памяти святых мучеников Наталии и Адриана, Сретение Владимирской иконы Божией Матери, и я к тому же нахожусь в городе Владимире, в Успенском соборе. Надо же такому случиться! Через 8–9 лет в этом храме я стал диаконом, еще через 9 месяцев – священником, а спустя 13 лет я стал протоиереем в этом же храме. Он для меня стал родным.

Каждый из нас, родившийся, пришедший в этот мир, – индивидуальность. Просто так вере научить человека можно, если он этого хочет, если есть внутреннее стремление. А если этого зерна нет, то ничего не получится.

Я могу привести пример моей матушки и ее родной сестры. Жизнь прожили в одинаковых условиях, воспитывались тоже одинаково, учились вместе. Одна стала верующей и пришла к Богу, а другая – нет. Как я это могу объяснить? Или как объяснить, что у нас напротив храма стоит дом на месте, где жил наш расстрелянный священник. И как я могу объяснить, что из всего потомства – а у нас два прославленных в лике святых бутовских новомученика, – только одна женщина пришла к вере в Бога? Отец погиб, сын погиб за веру. А вот на сестре родной, дочери этого святого мученика, вера закончилась в роду фактически. Только невестка внука пришла к Богу, ухаживая за дочерью святого мученика, потому что она видела, какая вера у человека.

У каждого есть дар, и он должен развиться. Нужно просыпаться, выходить из этого состояния теплохладности. Когда ты думаешь, что ты крещен, иногда молишься, а порой и вставать не хочется, лень идти на службу. Вот эта теплохладность никогда не даст развиться твоему дару. У человека должно быть стремление. В тебе должна быть молитва, и ты должен смиренно принимать то, что Бог тебе даст. Только принимай смиренно, не бунтуй.

Можно ли отказаться от воли Божией?

Да, Промысл Божий ведет человека, но человек может от него отказаться. Знаю одного краснодеревщика, который трудился на благо Церкви. Он имел очень много наград. Потом пришел к нам в Покровский храм и через какое-то время стал диаконом. У него был очень хороший голос, а потом его стали на священство выводить, но он отказывался. Когда его должны были рукоположить в священника, он сбежал. Владыка вызвал его, чтобы совершить хиротонию. И он говорит: «Призвали в третий раз. После третьего раза уже не позовут. А вдруг это воля Божия?» В итоге его рукоположили, но он не отслужил самостоятельно ни одной Литургии, всё забывал. Он был действительно человек духовный, прекрасный диакон и потом на исповеди стоял, но как священник он закончился. Я также знаю одного протодиакона, которому трижды владыка предлагал стать священником, и он все отказывался. Больше его не приглашали, и он остался прекрасным протодиаконом с могучим голосом.

Православное богословие понимает Промысл Божий о человеке как некое соработничество, но Бог не может отнять волю человека. Я сам, отслужив около 15 лет в священном сане, задавал себе вопрос: а что я тут делаю? А имею ли я право на это? Ведь священство в идеале своем – это такая высота. Если ты только в 30 лет крестился, то у тебя бэкграунд уже есть, и не очень хороший. И когда ты становишься священником, ты понимаешь, что ты делаешь. Это осознание не сразу приходит, нужно время. И только сейчас, отслужив более 20 лет, я начинаю испытывать чувство благодарности, появляется некая успокоенность. Слава Богу, я не пошел против Промысла Божия. Значит, Господь ведет меня и это мой путь. Но когда-то меня просто взяли из Белоруссии и сюда на 101-й километр вбросили.

Православное богословие понимает Промысл Божий о человеке как некое соработничество

Что делать, если не так явно и понятно все происходит в жизни, если человек не чувствует прямого повеления Божиего, как ему узнать волю Господа и найти свой путь в жизни? Главное, как я вижу, жить спокойно. Молись, строй свою жизнь, свою семью, работай, рожай детей, воспитывай их, умей полагаться на Бога. Принимай все без ропота. Мы же все такие ропотники, ничего не можем просто так. Все нас что-то не устраивает.

Право выбора у нас, в принципе, никто не отменял. Поэтому мы говорим о соработничестве человека и Бога. Господь устраивает относительно тебя Промысл какой-то, и Он тебе предлагает. А ты уже должен ответить, согласиться. Может быть, как в тесте, несколько вариантов ответов.

Я знаю одного очень хорошего священника, он сейчас игумен монастыря, архимандрит. Он в такой ситуации советует бросать жребий. Вы знаете, как раньше выбирали патриархов? Того же самого святителя Тихона, например. Трижды читали молитву Божией Матери, а потом вынимал жребий.

Услышать Бога и найти себя

Всё, что дает Господь, дает не случайно. Вот я смотрю на свой жизненный путь, например. Если бы в 20 с небольшим лет я бы вдруг не попал в райком комсомола и не проработал бы там целый год, я бы не увидел очень многого. А так для меня открылась целая Владимирская область, для меня открылись люди и общение с ними. Я научился выходить на сцену и не бояться, научился говорить с людьми. Я раньше был очень зашоренный человек. Когда я искал Бога, я действительно Его искал. Около года я был с баптистами, и от них я научился читать Священное Писание и понял, что это драгоценность. В Церковь меня, по большому счету, привела моя жена. Потому что она воспринимала Церковь через слух, как музыкант. Она привела меня в Православную Церковь через песнопения, через архимандрита Матфея (Мормыля). Она привезла меня в Лавру, чтобы я сам все увидел и услышал. И это все – мой путь. Но когда я пришел в Церковь, я понял, что Священное Писание – это основа основ.

Когда я служил диаконский сорокоуст, учился ходить с кадилом, мне мой наставник посоветовал обратить внимание на человека, который стоял на коленях, уткнувшись головой в колонну. Началась вечерняя служба, была зима, в храме всего три человека, и этого человека было хорошо видно. Он стоял на коленях, преклонив голову. Это был наш бывший губернатор. А когда он был при должности, то требовал, чтобы епископ встречал его с крестом, как мы встречаем владыку. Но пришло время, и Господь показал ему, что он ошибался, и спас этого человека. В живых его уже нет, но он пришел в церковь, встал на колени и молился. Потому что было столько заведено уголовных дел, что оставалось только и молиться, чтобы остаться на свободе. Это тоже Промысл Божий. Господь учит человека, воспитывает его, потому что человек ему не безразличен. Думаю, что когда он стоял там на коленях, то думал: «Господи, а ведь я мог столько всего сделать для людей!»

Не теряйте время, что вам дал Господь. Стремитесь, учитесь. То, что тебе интересно, может и быть волей Божией. Для женщины реализация, по большому счету, – это семья, дети. Женщина должна помогать своему мужчине, чтобы он реализовался.

А где эта тонкая грань между тем, чтобы положиться на волю Божию, и перекладыванием ответственности? И как не впасть в такое искушение и полагаться на знаки, не воспринимать буквально?

Я вам посоветую, что делать. Сейчас много храмов, много хороших священников. Приходской батюшка должен стать для вас как домашний врач. Не просто так, пошел к одному исповедовался, потом к другому. Вы найдите одного конкретного человека, но не входите с ним в близкие отношения, не становитесь с ним другом. Со священником нельзя быть другом, не ходите к нему в гости. Но сделайте так, чтобы он знал ваше состояние души, ваши плюсы и минусы, и тогда он сможет вам подсказать. Потому что через священника, особенно во время Таинств, действует Святой Дух. Я в этом сам убедился.

Священник Александр Дьяченко
 


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15