220

Для чего  нужны два ключа, которые были у Апостола Петра, в Библии говорится, а вот их форма и их внешний вид не понятны. Может быть, они в форме обычных ключей, а может быть, это два символа: рая и ада, могут ли они быть в виде меча и щита? 

Действительно, иногда на иконах апостол Петр изображается держащим в руке ключи. Данное изображение полностью соответствует Евангельскому рассказу апостола и евангелиста Матфея: "Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго.  Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос" (Мф.16:13-20).

Как видите, Господь в данном отрывке прямо говорит о "ключах" а не о "ключе". Поэтому обычно на иконах апостола Петра изображают с двумя ключами Царства Небесного. Однако нам, Православным, необходимо понимать что ключи Царства Небесного были даны не только апостолу Петру, но и всем остальным апостолам. Так учит нас Святоотеческое Предание Церкви. Например, уже в IV веке св. Амвросий Медиоланский писал: "То, что сказано Петру, сказано и прочим апостолам: дам тебе ключи Царства Небесного".

Форма ключей не важна, важна сама суть.

Вот как объясняет это святитель Иоанн Златоуст:

"Вы слышали, конечно, о милосердии Владыки, который вместе с другими похвалами блаженному Петру изрек такие слова: "и дам тебе ключи Царства Небесного" (Мф. 16:19)? Кому простишь грехи, простятся, а у кого удержишь, удержатся... Так как именно Петр, прежде чем запел петух (о прочем умолчу из уважения к добродетели этого мужа), впал в грех прежде других, то именно поэтому никому другому из безгрешных учеников Господь не доверил ключей от царства небесного, но вручил их Петру, чтобы он, когда увидит кого-нибудь покаявшимся в согрешениях и освободившимся от них покаянием и желающим войти в царство небесное, вспомнив о своем падении, сделался помощником ему во спасении. Как мне не ублажить ловца Церкви, который вскормил таких щенят! Мы еще не успели показать им тела (оболочки) мысли, а они уже поймали зверя. Однако по обычаю охотников, после того как вы уловили мысли, разделим уловленное на части. Итак, мы говорили, что Петру вручил Господь ключи царства, а никому иному из безгрешных апостолов не доверил их, и сделал это для того, чтобы Петр, когда увидит некоторых из обратившихся от грехов и усиливающихся через покаяние войти в царство (потому что употребляющие усилие получают царство небесное), вспомнив о своем примере, и нас приходящим с покаянием открыл дверь. Видишь ли человеколюбие доверившего? Помни о ключах. Покайся, пока еще не заперто, потому что "Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи" (Лк. 5:24). Где грех, там и разрешение от греха. Не думай, что на земле удовольствие, а там покаяние. Здесь разреши, и тогда тебя примет Петр во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь".

То есть ключи – это символическое обозначение того, что апостолы в Церкви и далее их преемники – священники – имеют от Бога власть отпускать людям грехи и тем самым освобождать их души от власти греха, чтобы души могли войти в Царствие Божие.

С мечом на иконах обычно изображают апостола Павла, так как он своим словом, как мечом, обличал язычников, неверовавших в пришествие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. То есть и у меча смысл символический.

А форма ключей на иконах, думаю, выбиралась произвольно, просто иконописцы видели, какие бывают ключи, и изображали их с тем, чтобы человек, глядя на икону, вспомнил об этом символе и о том, что он обозначает и о чем я сказал выше.

 Иерей Роман Посыпкин

foma.ru


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15